Проблемные статьи Соглашения о создании объединенной системы противовоздушной обороны
Соглашение о создании единой системы ПВО, которое было подписано между Арменией и Россией 28 октября 2015 года, содержит ряд проблемных положений. В частности, статье 6 Соглашения определяет, что «общее руководство совместными действиями осуществляет командующий войсками Южного военного округа РФ». Эта статья также определяет, что под управлением командующего войсками противовоздушной обороны ВС РА находятся только руководители отдельного района коллективной безопасности. Вызывает также озабоченность пункт 5 Приложения к Соглашению, в котором указывается, что создание совместной системы ПВО основывается на следующих принципах: «Создание общей системы коллективной безопасности в регионе и координация совместных действий, направленные на обеспечение коллективной безопасности в Кавказском регионе в мирное время, и объединенных действий – на основе единой концепции и плана – в военной ситуации, в территориальном и функциональном аспекте».
И после всего этого представители правящей партии РА утверждают, что соглашение в этой сфере в плане суверенитета не содержит опасностей. Пресс-секретарь РПА Эдуард Шармазанов умерил страсти вокруг соглашения по ПВО, заверив: «Объединенные – означает, что стороны сохраняют свой суверенитет. Все те мнения, что этим соглашением управление противовоздушной обороной ВС Армении переходит к нашему союзнику России или должно осуществляться совместно с ней, не соответствует действительности. Это не единая, а объединенная система ПВО, где ПВО наших вооруженных сил полностью сохраняет свою самостоятельность». Депутат из фракции РПА Сукиас Аветисян с уверенностью заявил: «В договоре написано, что мы решаем вопросы нашей противовоздушной обороны. Четко указано также, что приказ отдает начальник Управления противовоздушной обороны – с согласия главнокомандующего РА. У нас нет задачи, чтобы нами руководил кто-то другой. Есть документ, надо говорить вокруг документа».
Директор Армянского Института международных отношений и безопасности Степан Сафарян в беседе с «Аравот» заверил, что в соглашении нет речи о главнокомандующем какой-либо страны: «Там нет упоминания о главнокомандующем какой-либо другой страны: не упоминается Путин, где уж там упоминать Сержа Саргсяна. Если мы говорим о ситуации во время войны и в мирное время, то по таким вопросам не имеют права автономно принимать решение ни главнокомандующий ПВО РФ, ни Армении».
Читайте также
Коснувшись разъяснений Эдуарда Шармазанова, господин Сафарян сыронизировал: «Хорошо, не говорят объединенные, значит – отдельные. Могут и так сказать, поскольку с подобными непонятными заявлениями выступали многие, начиная с Галуста Саакяна и заканчивая другими, которые многое переварили, не исключено, что переварят и это. Тогда как термин «объединенный» – означает взаимосвязанный, единый, под одним общим командованием. В соглашении речь идет о самостоятельном командовании только в мирное время, но из соглашения явствует, что в случае войны речь идет о руководстве со стороны РФ, и поэтому о каком еще суверенитете идет речь?».
Татев АРУТЮНЯН
Газета «Аравот»
16.06.2016г