Радио Ватикана. По завершении апостольского визита в Армению 26 июня Папа Франциск ответил на вопросы журналистов, сопровождавших его на борту самолета.
Армянский журналист Артур Григорян спросил у Святейшего Отца о впечатлениях после визита. Папа, в частности, сказал: «Я был очень рад увидеть на прошлой неделе фотографию с президентом Путиным, армянским и азербайджанским президентами: по крайней мере они беседуют! То же самое касается и Турции: президент Республики ясно и мужественно сказал в приветственной речи: ´Давайте стремиться к соглашению. Простим друг друга и будем смотреть в будущее´».
На вопрос армянской журналистки Жанин Палулян, упомянувшей о призыве Папы к молодежи – быть источником примирения с Турцией и Азербайджаном – Святеший Отец рассказал, что он встречался с азербайджанским президентом и беседовал с ним. «Не быть в мире из-за клочка земли, – ведь речь идет не о такой уж большой вещи, – это несколько мрачно, правда? Я хочу сказать об этом всем – и армянам, и азербайджанцам. Вероятно, они не приходят к согласию о способах установления мира, и над этим следует работать. Не знаю, что еще сказать, поэтому говорю то, что в данный момент у меня в сердце, — в позитивном ключе: надо стараться найти исполнимые решения».
Папу спросили, почему он решил использовать слово «геноцид» в отношении трагедии, постигшей армянский народ в 1915 году. Папа пояснил, что в Аргентине эти события всегда называли геноцидом. «Я приехал с этим словом. В Риме я слышу другое выражение – ´Великое Злодеяние´, ´чудовищная трагедия´, — но по-армянски, и я не умею этого сказать. Мне говорят, что слово ´геноцид´ оскорбительно, что надо говорить иначе. Я всегда говорил о трех геноцидах прошлого века. Первый – армянский, затем гитлеровский и последний – сталинский. Их было три, не говоря уже о малых – например, в Африке (Руанда), – но на орбите двух великих войн их было три».
Читайте также
Папа добавил, что он консультировался с юристом и ему было сказано, что геноцид – это технический термин, не являющийся синонимом массового уничтожения. Термин «геноцид» предполагает действия по возмещению. Папа напомнил: «Иоанн Павел II использовал слово ´геноцид´ в отношении армянской трагедии, поэтому и я употребил оба термина – ´Великое Злодеяние´ и ´геноцид´, процитировав его в кавычках. И это не было принято, потому что последовало заявление турецкого правительства, и Турция в течение нескольких дней отозвала в Анкару посла».
Папа добавил, что он использовал термин «геноцид» также и услышав тон президента, и было бы странно, если бы это слово не прозвучало. «Но я, — пояснил Папа, — хотел подчеркнуть другое, кажется, я сказал –´В этом геноциде, как и в других двух, великие мировые державы смотрели в другую сторону´. Обвинение заключается в этом. Во время Второй мировой войны у некоторых государств были фотографии железной дороги, ведущей в Освенцим, и можно было ее разбомбить, но этого не произошло (…). Необходимо это подчеркнуть и задать исторический вопрос: почему вы этого не сделали?».
Папа Римский ответил также на другие вопросы журналистов.
Материал полностью – на сайте первоисточника.
На снимке – Папа Франциск на Мессе в Гюмри (фото – Радио Ватикана)