После послания президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана президенту Российской Федерации Владимиру Путину «Аравот» задала несколько вопросов тюркологу Айку Дарбиняну
– Господин Дарбинян, была ли неожиданностью инициатива турецкой стороны по нормализации отношений с Россией?
– После того, как 24 ноября 2015 года турецкий истребитель сбил российский СУ-24, отношения между двумя странами резко ухудшились, и заявления российских и турецких чиновников свидетельствовали о том, что вопрос стал принципиальным не только для России и Турции, но и лично для Эрдогана и Путина, и никто из них, заметим, не любит идти на уступки как на внешнеполитической арене, так и внутри страны. Но инициатива турецкой стороны не стала сюрпризом. Процессы, которые за это время произошли вокруг Турции, как на внешнеполитической арене, так и в самой стране, вынудили Эрдогана пойти на уступки.
Процесс нормализации отношений стартовал с поздравительных писем Эрдогана и Йылдырыма направленных российским коллегам Путину и Медведеву по случаю дня России. После этого турецкая сторона опубликовала дорожную карту, состоявшую из 9 пунктов, документ предусматривает до конца текущего года нормализовать русско-турецкие отношения. А сейчас уже обнародовано послание Эрдогана, которым он извинился за сбитый самолет.
Читайте также
– Была ли адекватной реакция официальной Москвы на действия Турции по нормализации отношений?
– После инцидента с самолетом российская сторона неоднократно заявляла, что для нормализации отношений между двумя странам необходимо, чтобы Турция извинилась.
До послания Турции с извинениями Россия несерьезно относилась к инициативам турецких властей и не упускала случая напомнить о том, что турецкая сторона должна выразить слова сожаления.
– Неужели так трудно было извиниться, и нужно ли было для этого ждать больше полугода?
– Наивно думать, что Эрдоган и Турция раскаялись и поэтому извинились за инцидент. Очевидно, что приказ об уничтожении российского самолета дал высокопоставленный турецкий чиновник, или же все произошло с их ведома. Эрдоган пошел на этот шаг, учитывая два обстоятельства. Первое – это серьезный экономический ущерб, нанесенный Турции из-за обострения русско-турецких отношений. И второе – это кризис в отношениях Турция-ЕС. Турция разочарована в ЕС и четко осознает, что Европа не готова сотрудничать с ней. В результате Эрдоган повернулся в сторону востока и исламского мира. Нормализация отношений с Россией и Израилем преследует цель обеспечить осуществление этих планов.
Кстати, одной из причин разочарования в ЕС была резолюция о признании Геноцида армян, принятая Бундестагом 2 июня 2016 года… Получается, что решение о признании Геноцида армян в какой-то степени способствовало нормализации русско-турецких отношений.
Ошибочно также мнение о том, что нормализация отношений России и Турции в дальнейшем приведет к дружбе. Корни конкуренции между этими странами, обострений в отношениях и происходящих время от времени столкновений, уходят в историю. Открытая или скрытая напряженность между русскими и турками присутствовала как в период теплых отношений между двумя государствами, так и обострений.
– Как отразится нормализация русско-турецких отношений на отношениях Армения – Турция?
– В Турции отношения с Республикой Армения рассматриваются совсем в другом контексте. Власти этой страны не готовы начать диалог с Арменией, и эта нерешительность часто мотивируется конфликтом в Арцахе. Я уверен, что нормализация армяно-турецких отношений зависит исключительно от двух стран, и в случае наличия политической воли стороны могут прийти к согласию, а в случае ее отсутствия можно привести как минимум сто причин, почему этого нельзя сделать. Сегодня азербайджано-карабахский конфликт является наиболее подходящим объяснением.