Лента новостей
Новости дня

У нас есть надежда на продвижение в мирном урегулировании конфликта: посол Чехии в Армении

30 июня,2016 15:46

Эксклюзивное интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Чешской Республики в Республике Армения Петра Микиски изданию «Аравот»

— Господин Посол, накануне нашу страну с государственным визитом посетил Президент Чехии Милош Земан. В ходе его визита состоялись армяно-чешские переговоры высокого уровня. Какие договоренности достигнуты по итогам главы чешского государства, какие результаты ожидает чешская сторона?

— Основной целью визита Президента Милоша Земана было расширение двусторонних экономических отношений. В этом плане никаких новых двусторонних соглашений не ожидалось, поскольку правовые рамки для торговли и инвестиций и условия их развития подготовлены, за исключением Соглашения о стимулировании и защите инвестиций, положения которого обсуждаются в рамках более общего соглашения Армения-ЕС. На данный момент нам надо убеждать чешских и армянских предпринимателей в создании новых связей и углублении уже существующих. Это и являлось замыслом Президента Земана, который прибыл с большой группой чешских предпринимателей и вместе с Президентом Саргсяном принял участие в состоявшемся в Ереване бизнес- форуме.

— Президент Земан в Ереване объявил, что по возвращению в страну намерен обратиться к парламенту с призывом признать Геноцид армян. Как Вы считаете, станет ли принятое в германском Бундестаге решение примером для других стран, прежде всего – европейских? Кроме того, Германия выступает за диалог между Арменией и Турцией, и видите ли Вы такую возможность на сегодняшнем этапе?

— Призыв Президента Земана уже был обсужден в Палате депутатов Парламента Чехии, накануне Президент Земан обсудил этот вопрос с председателем Палаты депутатов, господином Хамачеком. Oжидается, что скоро проект резолюции будет в повестке Палаты. Полагаю, что чешские депутаты, кроме всего прочего, примут во внимание опрос чешских СМИ, согласно которому более 96 процентов респондентов требует у Палаты депутатов признать Геноцид армян. Конечно, резолюция германского Бундестага окажет влияние на институции других государств в вопросе оценки трагических событий 1915-го года, не только по причине политической и экономической важности Германии, но также потому что Германия сумела признать свою роль и долю вины в этой «голгофе» армянского народа. Не только Германия призывает Армению и Турцию к диалогу. Осмелюсь сказать, что все европейские страны, возможно за исключением одной, искренне желают видеть между Турцией и Арменией четкие и дружественные отношения. Возможно ли это в сегодняшней ситуации или нет – следует задать вопрос не мне, а лидерам и гражданам двух стран.

— В отношениях Россия-Турция напряженность остается, Турция безоговорочно поддерживает Азербайджан в Нагорно-Карабахском конфликте. Как Вы считаете, какова роль этих факторов в настоящее время в урегулировании межгосударственных отношений Армении с Турцией?

— Турецко-азербайджанские отношения, помимо других факторов, уже оказали влияние на исход армяно-турецких переговоров в 2009г и на судьбу Цюрихских протоколов. Тогда еще премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган несколько раз заявил, что ратификация со стороны Турции зависит от мирного урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. С того времени я не зафиксировал какого-либо изменения в позиции Турции. Ситуация в регионе очевидным образом играет и будет продолжать играть роль в урегулировании армяно-турецких отношений.

— Господин Посол, хотелось бы спросить Ваше мнение о динамике армяно-чешских отношений. В последние годы состоялись несколько армяно-чешских деловых форумов, что свидетельствует о взаимной заинтересованности в развитии отношений. Насколько задействован потенциал сотрудничества Армении и Чехии в сферах экономики, промышленности, торговли?

— На состоявшейся в Ереване пресс-конференции и Президент Земан, и Президент Саргсян отметили, что наш потенциал экономического сотрудничества не задействован полностью. С одной стороны, это предположение верно, поскольку экспортное предложение Армении, несмотря на благоприятные условия и нулевые таможенные пошлины, благодаря европейской схеме GSP+, не так уж и велико. С другой стороны, чешский экспорт главным образом основывается на технологии и средствах производства, и из-за состояния промышленного производства в Армении, за исключением энергетической сферы, наши промышленные товары с определенными трудностями находят своих потребителей в вашей стране. Мы надеемся, что демонополизация и развитие малых и средних предприятий приведет к экономической активности, увеличится производство и экспорт из Армении, а также возрастет спрос на промышленные товары.

— На каком уровне армяно-чешское сотрудничество в военной сфере и сфере безопасности? Чехия традиционно славилась своей оборонной промышленностью, Армения также имеет большой опыт в выпуске продукции оборонного назначения. Какое место занимает в повестке армяно-чешских отношений развитие сотрудничества в этих сферах?

— Министерства обороны двух стран в 2010г заключили соглашение о военном сотрудничестве, что выражается особенно в образовательном и информационном обмене. В рамках НАТО-Армения есть интенсивное сотрудничество, к примеру, в вопросе реализации научных проектов. Министр обороны Армении Сейран Оганян в октябре прошлого года посетил Чешскую Республику, ожидается, что его коллега, чешский министр Мартин Стропницки в этом году посетит Армению. Эти контакты создали возможность подписать еще одно соглашение – о военно- техническом сотрудничестве, которое в настоящее время находится на этапе переговоров. Но мы должны быть откровенны и воздерживаться от безосновательных надежд или озабоченностей: Чешская Республика, как и подавляющее большинство стран-участниц ОБСЕ, полностью верна призыву ОБСЕ 1992-го года – не поставлять вооружение сторонам Нагорно-Карабахского конфликта. К сожалению, не все страны-участницы ОБСЕ поступают так же, тeм самым допуская эскалацию насилия и человеческие потери на линии соприкосновения между Нагорным Карабахом и Азербайджаном и на границе Армения-Азербайджан. Утверждения, что «другие государства» поставят вооружение конфликтующим сторонам, или «просто бизнес» — это только оправдание для подстрекательства горячей фазы конфликта.

— Армения является членом Евразийского экономического союза, но наша страна предпринимает шаги в направлении формирования новой договорно-правовой базы с Европейским Союзом и диверсификации экономической политики. По Вашему мнению, удается и удастся ли Армении проводить сбалансированную политику между Россией и Западом, с учетом кризиса в отношениях между ними?

— Европейский Союз, начиная с времен Соглашения ЕС-Армения от 1999г о партнерстве и сотрудничестве, предлагает Еревану полный пакет сотрудничества, цель которого – политическая стабильность, развитие демократии и верховенства закона, защита прав человека и процветание экономики Армении. Переговоры o новых правовых рамках этого сотрудничества, являются частью этого предложения. В то же время, не нужно забывать, что условия торговли уже улучшены в одностороннем порядке со стороны ЕС в виде схемы GSP+, что позволяет подавляющему большинству армянских товаров войти на европейский рынок с нулевым таможенным обязательством. Это наше предложение на мой взгляд очень доброжелательное, с учетом того обстоятельства, что европейские товары входят на армянский рынок по высоким, протекционистским тарифам Евразийского экономического союза. Как будут использованы эти возможности и предложения в других сферах – будет зависеть от руководства Армении. И к вопросу ведет или будет ли Армения вести сбалансированную политику – лучше спросить у Правительства Армении о его решимости, и у Кремля – о его настроении.

— Власти в Армении часто говорят о том, что Армения может стать связующим мостом, имея свободу в передвижении товаров, рабочей силы и финансов в рамках Таможенного союза, а с другой стороны – привилегированные условия для торговли со странами-членами Европейского Союза. Видите ли Вы такую возможность?

— На первый взгляд, такая возможность весьма привлекательна. Однако, например, для продажи товаров даже привилегированный режим GSP+ имеет свои лимиты. Товары, например, из России и Казахстана, не могут быть экспортированы в ЕС через Армению как армянские товары, тем самым, они не могут воспользоваться привилегированным режимом. С другой стороны, европейские товары не могут быть экспортированы в Россию или Казахстан через Армению, пользуясь свободным передвижением товаров Евразийского экономического союза таможенные выплаты должны быть осуществлены на границах Армении. Тем самым, зачем привозить европейские товары в Армению и затем в Россию или Казахстан – с высокими транспортными и логистическими расходами, если эти товары могут быть экспортированы в Россию и Казахстан через Беларусь или напрямую в Россию по существенно меньшей стоимости? Иная ситуация в инвестиционной сфере: инвестиционная программа в Армении, по которой произведенное в Армении вывозится на рынок ЕАЭС, может быть успешной, но она должна устоять логистические расходы. Эта неопределенность и сомнения означают, что инвесторы довольно осторожны, по крайней мере насколько мне известно. Надеемся, что власти Армении нам представят более детальное видение этой идеи связующего моста.

— В апреле с.г. после развязанной Азербайджаном войны тема урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта вновь актуализировалась. Внимание мирового сообщества в настоящее время сконцентрировано на этом конфликте. В Армении и Нагорном Карабахе обвиняют также и мировое сообщество, что на протяжении лет закрывали глаза на воинственную политику Азербайджана, что ставили знак равенства между Арменией и Азербайджаном, озвучивали сбалансированные заявления. Какова Ваша позиция в этой связи?

— Нагорно-Карабахский конфликт должен быть разрешен мирным путем, и в этом вопросе абсолютно нет сомнений. Мирный путь означает диалог, переговоры, и для переговоров нужны две стороны. Новости из линии соприкосновения с обеих сторон всегда одинаковы: Армения-Нагорный Карабах обвиняют Азербайджан и наоборот. По всей протяженности линии соприкосновения и международной границы нет реального и объективного мониторинга, и международному сообществу представляются версии двух наций. В Ереване или Баку ни одно посольство не знает, какая из сторон права, и не имеет никаких средств, чтобы это проверить. В этой ситуации как можно требовать от международного сообщества встать на ту или другую сторону, учитывая дефицит непредвзятой информации? Результатом строгого международного заявления или обвинения в инициировании военных действий станет отказ другой стороны от какой-либо международной вовлеченности, что может воспрепятствовать какому-либо согласованному решению и еще больше увеличит риск войны. Понимаю возмущение правительства Армении и армянского народа, поскольку, как представляется, для армянских сторон нет мотивов для нарушения перемирия, но если хотите иметь согласованное решение, то нужно держать каналы коммуникаций открытыми с обеими сторонами. При всем при этом, это не означает, что стороны могут иметь полную свободу в военных действиях, полагая, что никто не осмелится их критиковать. Надеемся, что механизм расследования нарушений перемирия, который предложили сопредседатели Минской Группы ОБСЕ и который поддержан странами- участницами, как можно раньше будет принят и претворен в жизнь.

– Как Вы оцениваете политику России в нашем регионе?

— Негативно.

— После отмены санкций против Ирана роль и влияние нашего соседа существенно повысилась и в нашем регионе, и в мире. На Ваш взгляд, какое значение сегодня имеет Иран с точки зрения стабильности на Южном Кавказе, и вообще – европейской безопасности?

— Хорошо, что Иран вернулся в международное сообщество, Иран, конечно, сыграет значительную роль на Южном Кавказе. Слишком рано давать оценку, но по моему скромному мнению, последующие развития будут зависеть от того, насколько у него будут доминировать экономические или военно-стратегические подходы. Мы можем иметь сценарий сотрудничества или конфронтационный сценарий с Россией, мы можем видеть больше воли участвовать в вопросе урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта, мы будем следить за развитием его путей коммуникаций, будь то дороги, железные дороги, высоковольтные линии передач или трубопроводы, через Армению или Азербайджан, и т.д…. Eще рано судить, но у меня вызывает озабоченность, что влияние Ирана в регионе необязательно будет полностью положительным для Армении.

Фото – Татев Мнацаканян

Эмма ГАБРИЕЛЯН

Газета «Аравот»
29.06.2016г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать