«Произошло тотальное изменение статус-кво», – заявил во время вчерашних обсуждений тематического доклада «Карабахская проблема и ее влияние на внутриполитические процессы», организованного в Армянском институте международных отношений и безопасности (АИМОБ), ассоциированный эксперт АИМОБ Рубен Меграбян. Эксперт считает, что все разговоры о сохранении статус-кво уже бессмысленны: «С 2010 года Россия стала для Азербайджана главным поставщиком наступательного вооружения, с 2014 года Запад стал врагом РФ. Все это привело к апрельской войне».
Рубен Меграбян подчеркивает, что только благодаря самоотверженности стоявших на передовой линии солдат – от рядовых до подполковника – не произошло того, что могло случиться. Рубена Меграбяна тревожит то, что если ничего не меняется, то это прямой путь к войне, которая приведет к возникновению намного более неблагоприятной ситуации, чем в апреле. Из изменения статус-кво исходит и изменение философии восприятия реальности: «Мы понимаем, что «зорийбалаяновская» патриотичная любовь к России «почила» при первом же выстреле. Мы видим, что нам навязывают договор по ПВО. Подпишем общий договор с Турцией? Какая разница: как Турция, так и Россия держит нас в блокаде – в виде ЕАЭС». Рубен Меграбян заявил, что бессмысленно даже обсуждать вопрос, какая страна поставляет больше оружия Азербайджану – Турция, или Россия? Эксперт иронизирует, что если следовать этой логике, мы должны отдать Турции вместе с небом противовоздушную оборону, почему бы нет?
По мнению бывшего депутата НС НКР Гегама Багдасаряна, вести переговоры с умонастроениями о сдаче территорий – самый дурацкий путь переговоров: «Никогда не видел более опасной позиции. Все президенты РА однозначно, прямо говорили о возвращении территорий. Об этом знают и посредники, и Азербайджан. Но мы получили войну. Уместно или неуместно, за все это время власти РА, которые являются основной стороной переговоров, заявляют, что территориальных проблем нет, мы готовы вернуть их, но получили войну. Настало время выйти из этого шаблона и попытаться глубже осветить вопрос».
По мнению бывшего депутата Верховного Совета Альберта Багдасаряна, в 2016 году говорить о договоре 1994 года о режиме прекращения огня так, будто ничего в мире не изменилось, по крайней мере, наивно. Господин Багдасарян отметил: «Для меня главная цель – не объединение Карабаха с Арменией, или не вопрос «земли больше или меньше», а обеспечение для армянской нации такого жизненного пространства, которое было бы Арменией, армянским, в котором мог бы спокойно жить армянин. Какая польза от того, что сейчас на занятых территориях никто не живет? Предположим, Манвел, или олигархи Карабаха, или еще кто другой засевают землю, и что дальше? Или 800 гектаров сдали, сказав «наплевать».
Читайте также
Коснувшись тех подходов Азербайджана, мол, вернете земли, а потом посмотрим, господин Багдасарян заметил, что такие умонастроения часто проявляются и в нашем обществе. В связи с этим он выразил беспокойство: «Если я замечаю наличие такое умонастроения в этой клубной беседе, тогда чего вы требуете от мышления российского слуги Сержа, или остальных его прислужников, которые выполняют антиармянские поручения?»
Для депутата Верховного Совета Азата Аршакяна выход из ситуации один – формирование движения против блока 1921 года, так как существование армянского государства пребывает в опасности до тех пор, пока есть этот блок, и именно из этого исходит поведение РФ и Турции в нашей стране.