Тишина, требуемая Москвой, нарушена
На днях официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, отвечая на вопрос о результатах состоявшейся в Санкт-Петербурге трехсторонней встречи президентов России, Армении и Азербайджана сделала весьма интересное заявление, отметив, что тема карабахского урегулирования «требует тишины», над ней должны работать дипломаты и эксперты. «Важно этот достигнутый позитив не распылить в публичной риторике, его надо сохранить, чтобы реализовать в ходе конкретных шагов»,- отметила дипломат, добавив: «Важно сделать так, чтобы решение Нагорно-Карабахской проблемы перешло в конкретную реальную плоскость».
Другой российский чиновник – постоянный представитель РФ при ОБСЕ Александр Лукашевич подчеркнул роль России в процессе карабахского урегулирования – на фоне визита действующего сопредседателя ОБСЕ в регион, в частности, когда он был в Ереване. «Попытка в Вене через сопредседателей Минской Группы договориться с двумя президентами, и Азербайджана, и Армении дала некий импульс, но наибольший потенциал имеет российская сторона». Лукашевич, касаясь визита министра иностранных дел Германии Франк-Вальтера Штайнмайера в регион, отметил, что не ожидает появления каких-либо прорывных решений: «Действующее председательство, хотя и руководит, все равно все решают государства — участники. Действующий председатель, безусловно, играет важную роль, но это не движущая сила. Движущая сила — это Минская Группа с тремя сопредседателями».
В целом, российская игра в карабахском урегулировании со временем становится очевиднее. После встречи в Вене Москва 20 июня организовала трехстороннюю встречу под патронажем Путина. Эту встречу можно считать всего лишь очередным шагом Москвы, для того, чтобы подчеркнуть российскую роль в Минской Группе ОБСЕ, если бы не последовали важнейшие «месседжи» из Баку. Пока Москва в лице Захаровой призывала молчать и не распространяться на тему встречи в Санкт-Петербурге, официальный Баку не вытерпел: Алиев рассекретил подробности встречи, предпочитая подчеркнуть именно ее важность, а не венских переговоров, где, по всей вероятности, перед ним поставили конкретные требования. И вот Алиев, будучи в восторге от встречи в Санкт-Петербурге, сразу же говорит на тему, которую избегал комментировать многие месяцы, по сути, озвучив конкретный отрицательный ответ. Речь о внедрении механизмов расследования приграничных инцидентов — предложении, которое считается американской инициативой: «Что касается выдвинутого армянской стороной в качестве условия вопроса применения механизма расследования инцидентов, то, на данном этапе в этом нет надобности. Во-первых, этих механизмов не существует. Нам никто конкретно не говорит, что будут представлять из себя эти механизмы. Во-вторых, в чем заключается его смысл? Если под этим подразумевается «замораживание» конфликта и принятие каких-то дополнительных мер на линии соприкосновения, то Азербайджан, конечно, не пойдет на это»,- говорит Алиев. При этом, Алиев идет на хитрость, отказ Баку оправдывая тем, что ситуация на линии соприкосновения успокоилась, и это, по его мнению, «является доказательством того, что нет необходимости во внедрении механизмов расследования».
Читайте также
Таким образом, после трехсторонних переговоров в Санкт- Петербурге, Алиев, заручившись поддержкой Путина, раскрывает ожидания Баку. Официальный Баку снова подчеркивает, что карабахский вопрос должен быть решен «в рамках территориальной целостности Азербайджана», «Нагорный Карабах никогда не получит независимость на исторический землях Азербайджана, никогда не будет второй армянской государственности», а потом говорит о статусе НК, заявляя, что это вопрос будущего: «Конечно, определенный статус может быть дан. В составе Азербайджана есть Нахичеванская Автономная Республика».
В ответ на заявления Алиева официальный Ереван на уровне главы МИД Эдварда Налбандяна констатировал, что вопрос Арцахской автономии в составе Азербайджана никогда не был в повестке. Этому заявлению последовал ответ официального Баку. Глава пресс-службы Министерства иностранных дел Азербайджана Хикмет Гаджиев в частности заявил: «Ни один вариант статуса НК вне состава Азербайджана не является предметом переговоров, хотя этот факт косвенно принимает и глава МИД РА».
Тишина, требуемая Москвой, таким образом, нарушена. Алиев при поддержке Путина нашел возможность отвергнуть очень важное предложение по внедрению механизмов расследования приграничных инцидентов. Более того, выясняется, что когда Путину и Алиеву нужно, то они могут сохранять перемирие на линии соприкосновения, чтобы отвергнуть предложения Запада, которые не по душе Баку. Остается ждать, когда и в каких условиях Москва в следующий раз «даст добро» Алиеву по обострению обстановки на линии соприкосновения.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»
01.07.2016г