В Армении заниматься политикой не столь уж сложное дело. Вы или присоединяетесь к силам власти, с соответствующей кормушкой, но на вас будет возложена тяжкая и неприятная обязанность называть молоко черным (двух благ в одном месте не бывает). Или же вы должны состязаться с другими многочисленными группами в степени радикальности вашей риторики. Например, если вы призываете к смене власти в течение 5 минут, то вы более радикальны, чем те, кто призывают к смене режима за 7 минут. Если вы называете власти просто «грабителями и ворами», то вы не настолько радикальны, чем те, кто прибавляют к этому еще и эпитет «предатели». А если к этому присовокупляется какое-нибудь ругательство или проклятие, то, все, вы становитесь самым переживающим из всех за «страдания и боль народа», и извлекающим из его натруженных рук занозы.
В этой пестрой палитре политического спектра есть сегмент, который государству столь же необходим, и который условно можно назвать «невластными» силами. Иными словами, его представителям позволяется вести бизнес и раздавать предвыборные взятки, но не разрешается использовать радикальную лексику. Такие силы порой вступают с властями в коалицию, иногда вливаются в «радикальные» течения, и в этом случае власти вынуждены возвращать их в «правильное русло».
В этом контексте следует рассматривать и «короткий дружественный визит» Ара Абрамян. Не ясно, для чего Москва откомандировала в Армению российского бизнесмена — «партию открывать». Трудно сказать, почему Ара Абрамян принял решение «приобрести» именно ОЕК (может, Патрушев подсказал?). Но ясно, что есть потребность в лишенной радикальной риторики «невластной» силе, которая будет представлена в Национальном собрании на солидном уровне. Конечно, в той же мере есть потребность и в небольших «крикливых» группах, которые используют описанную выше радикальную лексику.
Недостатка в «крикливых» не будет, здесь есть широкий выбор. Но вопрос «солидной невластной силы» является более сложным, так как для того чтобы выглядеть таковой, требуются большие деньги. Здесь вариантов меньше: ППА (если найдутся ресурсы), АНК (при аналогичных обстоятельствах), реорганизованный ОЕК (если Ара Абрамян не получит иных указаний из Кремля), «Единение» (если Роберт Кочарян серьезно вступит в борьбу).
Читайте также
Таким образом, в будущем парламенте будет три типа партий: властные, невластные и крикуны. Конечно, было бы неплохо, если хотя бы одна из них была также и оппозиционной.