На днях в Интернете нашел мое интервью с министром иностранных дел Варданом Осканяном в «A1+» в 2001г, в котором он, в частности, выразил следующие мысли: «Знаете, если решение вопроса статуса Карабаха будет таким, к какому мы сегодня стремимся, да, есть такое, да эти шесть территорий, кроме Лачинского района, договор или документ о мире будет предполагать, что должны быть возвращены Азербайджану. Я снова повторяю, чётко квалифицирую: если статус Карабаха будет таким, какой мы желаем». В другом месте: «Знаете, как бы это больно ни было, если там есть жители, если мы получаем желательный для нас статус Карабаха, то все оккупированные территории, кроме Лачина, должны быть возвращены».
Я это напоминаю не для того, чтобы в чем-то обвинять нынешнего лидера партии «Единение». Наоборот, полагаю, что он был состоявшимся министром иностранных дел, и мои опасения в связи с партией «Единение» связаны совершенно с другими проблемами. Другой вопрос, что любая «прежняя власть» в более ярких цветах представляет период своего правления, чем это было на самом деле. В частности, говорит: «Вы продаете Карабах, а мы не продавали!». Но это, в конце концов, мелочи, учитывая вставшие перед нами серьезнейшие вызовы.
На мой взгляд, мелочью не является следующее: на протяжении 22 лет все наши власти были убеждены в том, что мы освободили (лучше именно это использовать) окружающие бывшую НКАО территории с той целью, чтобы их обменять на статус Карабаха. И посредники всегда работали и работают над разнообразными вариантами этой идеи (за исключением «Ки-Уэста», который, конечно, является наихудшим вариантом).
Сегодня уже ясно, что это методологическая ошибка. Я против громогласных слов – «предательство», «преступление», «продают», «проармянский», «проазербайджанский» и т.д. И проблема даже не в том, что Азербайджан не согласен давать Карабаху какой-либо статус вне своей юрисдикции. Проблема в том, что эти варианты НЕОСУЩЕСТВИМЫ – политически, в военном отношении, даже технически. Об этом писалось много, повторяться не хочется. Наши политики и дипломаты должны подумать о принципиально иной – «безобменной» модели. А мы все вместе должны готовиться к новой войне.
Читайте также
Не думаю, что в мире есть найдется армянин, который сегодня согласится на сдачу территорий. Но если кому-то такое придет в голову, то попрошу вспомнить мысль Уинстона Черчилля: «Если страна, выбирая между войной и позором, выбирает позор, она получает и войну, и позор».