Хотя первый президент и сказал, что сейчас не время для анализов, я все же попытаюсь в нескольких словах отметить, почему мы достигли этой ситуации, не концентрируясь на личностях. Корни проблемы, на мой взгляд, нужно искать в истоках независимости республики.
Двадцать пять лет назад государственная элита формировалась из двух элементов: первый состоял из носителей национально-освободительных идей, ведущих борьбу за признание Геноцида и освобождение Карабаха, а второй – из коррумпированной, лишенной морали циничной коммунистической и кагэбэшной номенклатуры. Вторые «пропитались» первыми (то есть, можно красть, брать взятки и быть «патриотом»), и вот так у нас появилась Третья республика. Эти две указанные выше тенденции должны быть преодолены.
1) Сегодня мы произносим «фидаин», «ополченец», «воин-освободитель» точно так, как раньше говорили «маузерист», «хмбапет». И это звучит более гордо, чем «военнослужащий» и «ветеран войны». Поскольку последние две категории должны вписываться в определенные государственные нормы, а фидаинство и остальное предполагает некоторый волюнтаризм, основанный на убедительном оправдании, «я ради своего народа проливал кровь», хранение дома незаконного оружия и прочего. Патронташ, папахи, лирические излияния о патриотизме, весь этот «антураж» национально-освободительной борьбы 19-го века практически без изменений был перенесен в 21 век, формируя не только гражданскую и политическую риторику, но и образ мышления. Фидаинства и национально-освободительного мышления было достаточно для представления вопроса геноцида как внутри, так и за пределами страны. Их было достаточно, чтобы добиться успеха в первой Арцахской войне, честь и слава нашим героям.
Но этого уровня мышления крайне недостаточно для новой войны, которая нас ожидает, об этом нам напомнила четырехдневная война. Новая война будет более технологичной, более экономически выраженной и более, если позволено будет так назвать, государственной. А для этого нам нужны технологии, экономика, а самое главное, государственность. На фидаинстве государства не построишь. Без государственности в нынешнем веке мы не можем победить.
Читайте также
2) «Постсоветская» элита отличается от советской тем, что она и более коррумпирована, и более цинична, плюс к этому, овладела национально-освободительным лексиконом. При открытой рыночной экономике, отсутствии «железного занавеса» и в условиях относительной свободы слова она с течением времени становится все более и более неадекватной и напоминает персонажей брежневского политбюро. Она также совершенно не соответствуют современным вызовам.
Сегодня словно первая вышла на бой со второй. На самом же деле, время обеих элит прошло.