Ованнес Игитян призывает официальный Ереван пойти на решительные шаги
Еще 26 мая в парламенте глава МИД РА Эдвард Налбандян, отвечая на замечание оппозиционного депутата Никола Пашиняна о том, что Армения снова согласилась вести переговоры вокруг карабахского конфликта без участия Арцаха, заявил следующее: «Во всех рабочих документах, которые до сих пор обсуждались и которые хранятся в Вене – в офисе генерального секретариата есть пункт, согласно которому НКР должна участвовать в переговорах. Без НКР невозможно будет обсудить какой-либо документ». Этот тезис неоднократно повторяли также сопредседатели Минской Группы ОБСЕ. Бывший председатель комиссии НС по внешним отношениям, член правления АОД Ованнес Игитян этому тезису противопоставляет заявления главы МИД РФ Сергея Лаврова о том, что они выслушали позиции сторон и пытаются по мере возможности приблизить их. Позиции сторон известны: официальный Азербайджан продолжает настаивать на том, что Армения оккупировала 20 процентов ее территорий, есть беженцы и так далее. Кстати, под выражением «оккупированные территории» Азербайджан подразумевает НКР. Президент Азербайджана иногда во время своих визитов в европейские страны делает довольно абстрактные заявления о статусе. Ованнес Игитян констатирует, что подобная жесткая позиция Азербайджана исключает возможность какого-либо статуса НКР вне ее состава. Официальный Ереван в присутствии Лаврова заявляет, что вопрос необходимо решать мирным путем учитывая три известных принципа: «Лавров отбирает у Армении возможность мирного урегулирования и говорит, что станет гарантом того, что Азербайджан не будет стрелять в вас, несмотря на то, что я продаю ей оружие. А у Азербайджана берет то, что НКР является оккупированной территорией, хотя РФ оккупированными считает территории вокруг НКР. Таков подход РФ, и это повод для беспокойства, тем более, если обратить внимание на заявления военных деятелей РФ. Создается впечатление, что давление, которое окажет РФ на Армению, будет следующим: вы следуйте моему совету, например, о возвращении территорий. Если не сделаете, то я буду непричем, если Азербайджан совершит нападение и решит вопрос военным путем. Я фактически, не смогу выполнить ваше требование по мирному урегулированию конфликта, поскольку вы не слушаете меня»,- отметил наш собеседник, заметив, что если прибавить еще и позицию проазербайджанских деятелей, начиная с вице-премьера Рогозина, то станет очевидно, что РФ поддерживает позицию Азербайджана.
В данной ситуации, по убеждению нашего собеседника, «сдача территорий» будет уже не на бумаге, а посредством войны. На наш вопрос, что можно сделать в подобной ситуации, Ованнес Игитян ответил: «Армения и НКР совместно, поскольку НКР не имеет отдельного голоса, должны представить желательный для НКР вариант разрешения конфликта. В противном случае, одна сторона конфликта говорит, что армяне там не должны жить, другая вместо того, чтобы говорить о статусе представляет другой вариант решения. Непонятно, чего именно хочет армянская сторона». На наше замечание о том, что официальный Ереван, особенно после апрельской войны неоднократно заявлял, что НКР никогда не будет в составе Азербайджана, наш собеседник ответил. «Армения выбрала следующий путь – РФ продает Азербайджану огромное количество наступательного оружия, посылает своих специалистов, чтобы азербайджанцы более метко наносили удары по нашим объектам.
Власти Армении на высшем уровне присутствуют на разных мероприятиях, где представлена и Россия тоже, но ничего не говорит. А потом в каком-нибудь университете Аргентины или США Серж Саргсян заявляет, что РФ поступает очень плохо. Параллельно, Эдвард Налбандян в интервью BBC, являющейся более высокой платформой, заявляет, что это всего лишь бизнес. То же самое и касательно НКР: в том формате, в котором Армения должна представлять свою точку зрения, она не делает этого. Потом перед какой-нибудь аудиторией – внутрипартийной, в совете безопасности или где-нибудь еще они представляют свою позицию по карабахскому урегулированию. Минская Группа ОБСЕ или другие международные организации не обязаны читать газеты для того, чтобы знать, где и о чем делают заявления Серж Саргсян или Эдвард Налбандян. Для этого есть время и место. Было время, когда Армения открыто не заявляла о своем видении решения конфликта, поскольку были обязательства касательно употребления терминологии Минской Группы, вопросы, связанные со статусом-кво, но ситуация изменилась, была война. Азербайджан может позволить себе нарушать договоренности, приобретенные в 1994-95 гг. и применять оружие по отношению к мирному населению, а Армения боится правильно сформулировать то, чего она хочет».
Читайте также
Ованнес Игитян отмечает, что Азербайджан уже делает следующий шаг и односторонне представляет свою позицию, получая поддержку, а голоса Армении не слышно. В подобных ситуациях мы не должны обвинять эти страны, причина в позиции Армении в разных международных структурах. «Алиев во время визита в Украину спокойно заявляет, что Крым оккупирован Россией, но его не наказывают, наоборот РФ пытается угодить Азербайджану, чтобы позиция этой страны стала более пророссийской. Тогда как Армения выполняет все требования РФ и взамен получает то, что получает. Возможно, пришло время для того, чтобы мы тоже говорили то, что мы думаем о РФ, поскольку политика, которую ведет Армения не привела к успеху. Считаются только с теми странами, которые ведут самостоятельную политику. Азербайджан о карабахском конфликте переговоры ведет даже не с Арменией, а с Россией, и это, кажется, удается им. Армения должна пойти на более решительные действия, чтобы изменить ситуацию, в противном случае события будут развиваться в желательном для Азербайджана русле»,- отметил Ованнес Игитян.
Нелли Григорян
Газета «Аравот»
23.07.2016г