В чем миссия «Учредительного парламента»?
В начале апреля на два месяца были арестованы лидеры движения «100-летие без режима» Жирайр Сефилян, председатель «Учредительного парламента» Гарегин Чугасзян, а также Варужан Аветисян, Павел Манукян и Геворг Сафарян. Они заявили, что по отношению к ним осуществляется политическое преследование. Представители «Учредительного парламента» ранее не исключали, что до 24 апреля они могут оказаться за решеткой. Движение «100-летие без режима» заявляло, что сотрудничает с теми силами, которые «принимают содержание национально-освободительной войны», что они являются национально-освободительным движением, а не партией. Они считали, что «страна колонизирована, и настоящую партийную систему можно создать только после освобождения страны», и «народ с моральной точки зрения обязан утвердить свою власть».
Каким образом? Посредством выборов? Нет! Члены УП в видеоролике, который был опубликован на их сайте, объясняли: «Посредством выборов избавиться от режима невозможно, поскольку выборы организует и контролирует режим, единственный выход – борьба вне контроля режима, УП – та сила, которая предлагает борьбу вне системы». УП, таким образом, считает «незаконной» не только власть Армении, но и все политическое поле страны.
Что бы случилось, если бы план УП по устранению режима стал реальностью? Новые выборы? То есть общественность, посредством голосования решала бы, какая именно политическая сила будет руководить страной? Нет! Представители УП объясняли: «После устранения режима «Учредительный парламент» подпишет соглашения с гражданами, чтобы обеспечить свою полную легитимность». То есть, не с помощью выборов, а посредством соглашений с гражданами в Армении должна быть сформирована власть – под руководством «Учредительного парламента». Об этом заявляла политическая группа, у которой не было общественной поддержки.
Читайте также
Сегодня мы имеем то, что имеем. Таким образом «Учредительный парламент» свою «национально-освободительную войну» осуществил с помощью «Сасна црер», захватив полк ППС.
Павел Манукян заявляет, что в этот раз движением будет руководить народ. Один из членов вооруженной группы – Седрак Назарян предлагает: «Пусть попытаются прорваться армяне умеют вести борьбу бутылками с бензином, камнями. Пусть не ведут под стенами бессмысленные разговоры, лучше пусть бутылкой с бензином ударят по голове тому, кто закрывает дорогу, уважаемые полицейские пусть откроют дорогу». Он говорит: «Мы не собираемся сдаваться, после смены власти мы не сложим оружие. Сложим только тогда, когда будем знать, что у нас есть власть, которая служит народу, а не руководит им». Члены вооруженной группы к журналистам тоже обращаются с призывом: «Оставьте камеру, выходите на улицу, выполняйте свой гражданский долг».
С какой целью провоцировалось столкновение?
После захвата полка ППС вооруженная группа в первый день не пользовалась симпатией общественности, но развитие событий в последующие дни сделало очевидным факт направления общественного бунта. Несомненно, определенная часть общественности посчитала своим долгом обеспечить присутствие на улице Хоренаци, чтобы не допустить кровопролития на территории полка ППС, и, выражая свое негативное отношение к власти, выдвинула более радикальные требования. Это явилось плодородной почвой для того, чтобы захватившие полк ППС и их сотоварищи возглавили общественное недовольство, и не только. Выяснилось, что поставлен вопрос — «поддерживать жар» на улице Хоренаци.
Для того, чтобы общественное недовольство не вышло из-под контроля и с целью исключения столкновений с полицией, Никол Пашинян взял на себя конкретную роль. Но позже выяснилось, что контролируемая ситуация просто не выгодна группе «Сасна црер». Одна из их сторонниц, например, после того, как Никол Пашинян ушел, взяла в свои руки «управление» улицей Хоренаци, молодая девушка все время распространяла слухи, которые потом официально опровергались, или же все время предъявляла властям требования, давала время для их выполнения, а невыполнение этих требований становилось поводом для определенных действий со стороны некоторых находящихся в нетрезвом и неадекватном состоянии людей с улицы Хоренаци (речь об активистке из «Учредительного парламента» Ани Навасардян (племяннице члена группы «Сасна црер» Смбата Барсегяна), которая была арестована, а потом выпущена на свободу, а в беседе с радио «Азатутюн» призналась: «Столкновение было неправильным, несомненно, моя вина в этом тоже была»).
Многие из собравшихся на улице Хоренаци возможно даже до сих пор так и не осознали, что ситуация может выйти из-под контроля, и что они, как люди, предотвратившие кровопролитие на территории полка ППС, на улице оказались в опасности и подвергаются четким и довольно бездарным манипуляциям на пути «правильного направления» толпы, собравшейся на улице Хоренаци. Возникает вопрос: почему провоцируются столкновения: чтобы произошло столкновение между представителями правоохранительных органов и толпой, а потом была организована атака и люди, захватившие полк ППС тоже приняли участие в ней?
«Захват» платформы на Хоренаци
21 июля – спустя пять дней после захвата полка ППС на улице Хоренаци появились члены команды Роберта Кочаряна – партии «Единение» во главе с Варданом Осканяном. Выяснилось, что они пришли с конкретным «посылом»: «Это – политическая акция и необходимо обеспечить политическое решение, осознавая, что это будет иметь юридические последствия – приемлемые для двух сторон. А если власти в этот критический момент заявят – мы не будем вести переговоры с преступниками, террористами, то я задаю следующий вопрос: значит, можно вести переговоры с турками, вырезавшими 1,5 млн армян, с азербайджанцами, обезглавившими армян, а с этими парнями, освободившими Карабах, нельзя?»
Осканян добавил, что партия «Единение» готова взять на себя роль посредника, что у власти «очень жесткая позиция», тогда как было очевидно, что Серж Саргсян так и не дает приказ штурмовать ППС, что, по всей вероятности, многим не нравится. Участник арцахской войны Манвел Егиазарян, который вместе с Осканяном был на улице Хоренаци, предложил свой вариант выхода из ситуации: «Нужно хотя бы распустить правительство, НС, чтобы народ хотя бы немного успокоился…».
А глава партии «Национальное согласие» Арам Арутюнян, у которого подчеркнуто хорошее отношение к Кочаряну, на улице Хоренаци предложил следующее: «Пусть все политические партии отложат в сторону свое прошлое… все должны объединиться, помочь друг другу». Интересно было и то, что посыл Осканяна о необходимости вести переговоры с «Сасна црер» повторил и Андриас Гукасян: «Наших героев убили, некоторых обезглавили, тогда как с Алиевым продолжают вести переговоры, и Серж Саргсян говорит – если не согласитесь, будет война. Это тоже тяжкое преступление, члены группы «Сасна црер» действуют в условиях крайней необходимости, их действия мы можем оценивать только тогда, когда мы рассматриваем политическую, конституционную, психологическую и остальные стороны».
После того, как были отпущены последние заложники, и стало очевидно, что депутат НС НК, герой Арцаха Виталий Баласанян ведет переговоры, и они продвигаются в положительном русле, боец АСАЛА, член УП Алек Енигомшян и член «Сасна црер» Варужан Аветисян сделали заявления, которые явно свидетельствовали о том, что «Сасна црер» не выгоден «мирный переговорный процесс».
«Сегодняшним шедевром было заявление Виталия Баласаняна о том, что он побывал у Сефиляна, и он сказал, что не требует отставки Сержа Саргсяна. Я тоже был там и должен сказать, что, к сожалению, слова Виталия Баласаняна не имеют ничего общего с реальностью, они вырваны из контекста»,- завил Алек Енигомшян, подчеркнув – невозможно, чтобы Сефилян или «Сасна црер» отказались от своих целей. А Варужан Аветисян сообщил «1in.am», что генерал Виталий Баласанян не будет посредником для них: «Мы ведем переговоры с другими людьми, о них мы скажем позже». По словам Аветисяна, Баласанян на территории полка ППС вел себя неподобающе, взял на себя роль полицейского, препятствовал работе журналистов. Позже Павел Манукян в беседе с «А1+» заявил, что вместо Виталия Баласаняна роль посредника на себя возьмет командир полка «Сисакан» Ашот Минасян (Ашот Еркат). По словам Павла Манукяна, «Виталик себя вел нехорошо, особенно с журналистами».
Некоторым, по всей вероятности, сознательно, а некоторым – по наивности было выгодно превратить результаты деятельности Баласаняна в шоу, начать обсуждения вокруг его личности, снова лить воду на мельницу преследующих определенные политические цели лиц. На самом деле этим людям не захотелось констатировать, в каких напряженных и взрывоопасных условиях все работают. Тогда как нервы генерала можно было и поберечь, если бы было осознание того, что мирное разрешение конфликта выгодно всем. Позднее Енигомшян сказал, что Сефилян требует встречи с Сержем Саргсяном и членами группы «Сасна црер». Сефилян, по его словам, сказал, что темой встречи будет развязка ситуации, а не отставка Сержа Саргсяна. Сефилян не говорил, что он принципиально отказывается от требования об отставке.
Сейчас на улице Хоренаци есть новая платформа – с новыми и старыми лицами, где сформировалась координационная группа. Они пытаются управлять социальным протестом собственными методами «политического давления».
Обобщение — в следующем номере газеты «Аравот»
Эмма Габриелян
Газета «Аравот»,
26.07.2016г