В середине 17-го века премьер-министром Франции был кардинал Джулио Мазарини. Он, как и его предшественник кардинал Ришелье, а затем и сменивший его Кольбер, (который, будучи министром финансов, по сути, осуществлял обязанности премьер-министра) были серьезными государственными деятелями, несмотря на то, что Александр Дюма в своих знаменитых романах пытался принизить этих премьер-министров, чтобы представить в героическом романтическом духе «несистемное поведение» мушкетеров. Как говорится, «народ не любил» Мазарини, не принимали его и многие французские дворяне, хотя бы по той причине, что он был итальянцем. Экономические шаги этого премьер-министра были далеки от популярности, он периодически повышал налоги. И вот однажды после одного из таких повышений, Мазарини доложили, что в народе о нем начали распевать сатирические катрены. Реакция премьер-министра было крайне хладнокровной – «раз поют, значит, будут платить».
Я вспомнил эту историю, когда узнал, что какие-то недоумки (простите, иного слова я не нахожу), украли «Медиалабовские» карикатуры. Даже в 17-ом веке было бесполезно бороться с критикой и сарказмом, в том числе и принимавшей жесткую, бичующую, сатирическую форму. Сатирические катрены передавались из уст в уста, и это «сетевое» распространение остановить было невозможно. Куда уж там добиться этого в 21-ом веке, когда весьма эффективно действуют виртуальная сеть.
Людям следует позволять высказывать то, что они хотят, если это, конечно, не противоречит законодательству этой страны. Все равно, это будет высказано и выставлено напоказ, и только полицейские с умственными дефектами могут посчитать, что нападая на журналиста с видеокамерой, они препятствуют распространению материалов об их зверствах. (Кстати, а где эти полицейские, почему они до сих пор не задержаны?). Наоборот, нападая, они способствуют распространению этих материалов. Точно так же, как укравшие карикатуры на самом деле превращают эти картины в интеллектуальную собственность во много десятков раз больше людей.
Лично я стараюсь не использовать «убойных» слов. Во-первых, они, сколько бы не нравились людям, не могут никоим образом охарактеризовать суть ситуации. Если вы скажете, например, «ублюдок», то это успокаивает сердца только и только ваших соратников, но ничего не меняет в лучшую сторону. Во-вторых, я не считаю настолько совершенным выставлять одним «двойки», а другим « пятерки». В-третьих, я не представляю никакую политическую команду, чтобы выступать с речью от их имени: мы (армянский народ, патриоты, честнейшие, непогрешимые, члены такой-то партии) правы, а вот они … (и далее можно вписать любые слова).
Читайте также
Но это дело моего личного вкуса. Есть люди и средства массовой информации, которые предпочитают другие «средства выражения». Всех следует уважать, всем необходимо предоставить свободу.