Кто «грубым образом» навязывает решение
Произошедшие с 8 по 10 августа события отразятся не только на Армении и Нагорном Карабахе, но они являются также событиями регионального и геополитического значения. Восьмого августа президент РФ Путин находился в Баку, где состоялись трехсторонние переговоры между Россией, Ираном и Азербайджаном. Девятого августа в Санкт-Петербурге Путин встретился с президентом Турции Реджепом Эрдоганом, а 10 августа Путин в Москве ожидал президента Армении Сержа Саргсяна. До того, как коснуться вышеупомянутых встреч и переговоров, выделим несколько важных оценок, которые прозвучали относительно урегулирования Карабахской проблемы.
В интервью российскому информационному агентству РИА-Новости американский сопредседатель МГ ОБСЕ Джеймс Уорлик отметил, что сопредседатели ищут возможности для организации новой встречи. «Мирное разрешение противостояния в Ереване у нас вызывает чувство облегчения. Противостояние и связанные с ним общественные обсуждения только подтверждают важность того, что путь к достижению длительного мира лежит через переговорный процесс, который приемлем для всех сторон и ведет к многостороннему урегулированию конфликта».
Затем Уорлик сделал примечательное замечание: «Никакое решение не может быть насильно навязано какой-либо из сторон. Для достижения дополнительного прогресса в мирном процессе мы ищем возможность организовать очередную совместную встречу президентов Азербайджана и Армении».
Читайте также
Кто «грубым образом насильно навязывает» решение, Уорлик, конечно, не детализировал. Но месседж Уорлика вроде дошел до адресата довольно быстро. В начале переговоров с Алиевым Путин косвенно отреагировал на довольно жесткое, можно сказать, предупреждение Вашингтона.
Путин отрицает «внешнее давление» на процесс урегулирования по Карабаху?
Накануне визита в Баку Владимир Путин дал интервью азербайджанскому информационному агентству Azertaj, в котором заметил, что достижение компромисса предусматривает нахождение оптимального баланса между принципами территориальной целостности и правом народов на самоопределение: «Конечной целью урегулирования должна стать договорённость, при которой ни одна из сторон не была бы ни победителем, ни побеждённым, уступки были бы взаимными, выгоды для каждой из сторон стали ясными для общественного мнения и в Азербайджане, и в Армении». Путин подчеркнул, что Москва вовсе не пытается навязать какие-то готовые рецепты Армении и Азербайджану: «Стороны сами должны достичь договоренности, без внешнего давления, найти взаимоприемлемые решения».
Затем президент РФ подчеркнул, что именно Россия сыграла решающую роль в прекращении широкомасштабных боевых действий в начале апреля этого года. Затем Путин назвал заблуждением распространенное мнение, что Россия пытается монополизировать работу, связанную с Нагорно-Карабахским урегулированием, заверив, что Россия действует совместно с другими сопредседателями, и в качестве доказательства этого отметил, что в заключительной части состоявшейся 20 июня в Санкт-Петербурге встречи участвовали все три сопредседателя МГ ОБСЕ.
Констатация Путиным того, что стороны сами должны договориться обо всем без внешнего давления, и что Москва не пытается диктовать Армении и Азербайджану «готовые рецепты», уже свидетельствуют о том, что на нынешнем этапе внутри МГ ОБСЕ имеется некоторое недоверие к России, и, пожалуй, именно эту атмосферу недоверия Путин пытался рассеять перед поездкой в Баку. Уже в Баку Путин констатировал, что будут стремиться, чтобы стороны нашли взаимоприемлемое решение. Алиев специально поблагодарил Путина за роль России в процессе урегулирования Карабахской проблемы: «Мы эту роль ценим и Ваше личное участие играет очень важное значение в деле продвижения процесса урегулирования. Встреча в Санкт-Петербурге в июне была в основном посвящена этой проблематике». Путин, в свою очередь, подчеркнул: « «Вы упомянули о Карабахе. Это действительно проблема, которая нам досталась из нашего советского прошлого. Знаю, насколько это острый вопрос и для Армении, и для Азербайджана. Мы будем стремиться к одному, мы будем стремиться к тому, чтобы Армения и Азербайджан нашли такое решение, которое является компромиссным, но приемлемым для обеих стран. Чтобы здесь не было победителей, а победителями были народы двух стран, и оба государства чувствовали, что они решили эту сложную задачу в интересах сегодняшнего дня и будущих поколений».
О чем договорились Путин и Алиев в Баку во время чаепития, пресс-службы руководителей двух стран не сообщили. И хотя во время визита Путина публичных заявлений о новых сделках по продаже оружия не было, однако, пробел вроде заполнил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. «Россия, как поставщик хорошего и недорогого оружия, представляет интерес для Азербайджана и Ирана», — сказал Рогозин в Баку перед саммитом, добавив, что Азербайджан заинтересован в приобретении у РФ самолетов МС-21 и ожидает подписания договора для закупки в феврале 2017 года 10 таких самолетов. Рогозин сообщил также, что в Баку будет открыт вертолетный центр и завод по сборке самолетов: «Здесь есть много самолетов и вертолетов советского производства. Их модернизация, услуги по обслуживанию теперь будут осуществляться на территории Азербайджана».
О чем договорились Путин и Алиев в Баку во время чаепития, пресс-службы руководителей двух стран не сообщили. И хотя во время визита Путина публичных заявлений о новых сделках по продаже оружия не было, однако, пробел вроде заполнил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. «Россия, как поставщик хорошего и недорогого оружия, представляет интерес для Азербайджана и Ирана», — сказал Рогозин в Баку перед саммитом, добавив, что Азербайджан заинтересован в приобретении у РФ самолетов МС-21 и ожидает подписания договора для закупки в феврале 2017 года 10 таких самолетов. Рогозин сообщил также, что в Баку будет открыт вертолетный центр и завод по сборке самолетов: «Здесь есть много самолетов и вертолетов советского производства. Их модернизация, услуги по обслуживанию теперь будут осуществляться на территории Азербайджана».
В Баку был создан новый формат сотрудничества в регионе
Основным мероприятием, проведенным в столице Азербайджана 8 августа, стал саммит Россия-Иран-Азербайджан, инициатором которого выступил Алиев. Ключевыми вопросами регионального сотрудничества в этом формате стал проект строительства железной дороги Север-Юг и сотрудничество в сфере энергетики. На саммите президенты трех стран приняли совместную декларацию, договорившись вновь встретиться в 2017 году в Иране.
В декларации, принятой Владимиром Путиным, Ильхамом Алиевым и Хасаном Роухани, Нагорный Карабах не упоминается, однако был пункт, который касался конфликтов. «Стороны считают, что неурегулированные конфликты в регионе являются существенным препятствием для регионального сотрудничества, и в связи с этим стороны подчеркивают важность их скорейшего мирного урегулирования путем переговоров на основе принципов и норм международного права, а также принятых по ним решений и документов», – отмечалось в декларации.
О проблеме Карабаха во время открытия саммита говорил Алиев, отметив: «Иран и Россия с уважением относятся к территориальной целостности, независимости и суверенитету Азербайджана и что обе стороны неоднократно заявляли, что проблема должна быть урегулирована на основе норм международного права и в рамках территориальной целостности Азербайджана». Алиев вновь заявил, что «нынешний статус-кво неприемлем, и для урегулирования проблемы необходимо, чтобы Армения, прежде всего освободила территории».
Путин и Роухани на Бакинском саммите отметили создание в регионе нового формата регионального сотрудничества. Ключевым вопросом саммита было строительство железной дороги Север-Юг, стороны должны были договориться по ирано-азербайджанскому участку Решт-Астара. Планируется сдать его в эксплуатацию в 2018 году, что позволит связать Персидский залив с Россией, а также Восточной и Северной Европой.
Карабахский вопрос – в формате Турция-Россия Азербайджан
Азербайджан, Турция и Россия создадут трехсторонний формат сотрудничества, заявил 9 августа президент Турции Реджеп Эрдоган в Санкт-Петербурге на совместной пресс-конференции с президентом России Владимиром Путиным. Президента Турции дополнил министр иностранных дел этой страны. Нагорно-Карабахский конфликт может быть обсужден в рамках трехстороннего механизма Азербайджан-Турция-Россия, заявил глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу. По его словам, трехсторонний формат выгоден всем сторонам. «Мы со своей стороны заявили о возможности создания схожего трехстороннего формата с участием Москвы, Анкары и Баку. Азербайджан воспринял предложение положительно, а когда президент Эрдоган озвучил предложение в беседе с Путиным, то и он не задумываясь принял предложение. Мы можем сотрудничать в политической, экономической и энергетической сферах», – сказал Чавушоглу.
Хотя в переговорах между президентом Турции Реджепом Эрдоганом и президентом России Владимиром Путиным в Санкт-Петербурге на первом плане стояло экономическое сотрудничество, однако нетрудно предугадать, что в пакете перезагрузки и нового этапа потепления в российско-турецких отношениях Карабахский конфликт занимал в повестке далеко не последнее место.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»
11.08.2016г