В Армении время от времени возникает вопрос о том, кто здесь может заниматься политикой. Порой говорят, что это чрезвычайно специфический вид деятельности, которым должны заниматься только политики. Я не согласен. Даже человек, который не выступает ни с каких трибун и не пишет никаких текстов, он тоже вовлечен в политику, так сказать, своим неучастием.
Политикой могут заниматься и занимаются все, за некоторыми исключениями, о которых я скажу чуть позже. Другой вопрос, кто считает себя готовым произносить политические тексты. Если, скажем, по мнению таксиста, он своими речами в состоянии решать «проблемы нации», то он имеет право выражать свою озабоченность. Если самоучки или профессиональные поэты хотят выступать со своей гражданской лирикой, скажем, на площади Свободы, то они тоже имеют на это полное право.
Армяне, проживающие за пределами Армении, и, в частности, бывшие местные жители, точно также могут заниматься армянской политикой. Если проживающий в Европах наш соотечественник, бухнувший как минимум полбутылки водки, записывает в таком состоянии на видео свою речь вперемешку с матом и выставляет ее в Интернете, то это тоже форма участия в политике, которая, кстати, многим нравится.
Или, скажем, фейк под ником «Озабоченный армянин», написанным транслитом, но у которого достаточно «духа» писать свое мнение в Фейсбуке, а значит, он выбирает свою манеру заниматься политикой. Просто мне кажется, что эти люди никогда, ни при каких обстоятельствах в Армению не вернутся, даже если Сефилян выйдет из тюрьмы и на полгода установит здесь военную диктатуру. А я, например, даже в этом случае не сбегу из Армении. Но это все детали, дай Бог, чтобы все вернулись.
Читайте также
Словом, право есть у всех, все могут заниматься и на самом деле занимаются армянской политикой. На мой взгляд, есть три исключения.
Первое. Политикой не имеют права заниматься полиция, служба национальной безопасности, прокуратура, следственные органы и суды. Тогда как эти институты фактически вовлечены в политику. В противном случае, например, брат Левона Ераносяна уже давно был бы задержан на два месяца, а затем осужден на более длительный срок, чем Шант Арутюнян или Айк Кюрегян.
Второе. Политикой не имеет права заниматься армия.
Третье. Политикой не имеют права заниматься незаконные вооруженные формирования. Даже если в них вовлечены хорошие парни.