Использование Россией иранской авиабазы для нанесения воздушных ударов в Сирии шокировало США и их союзников в регионе, но, возможно, выбранное для этого время скорее свидетельствует об обеспокоенности за судьбу сирийского режима, чем о желании Москвы или Тегерана направить некий сигнал, передает Голос Америки.
Россию и Иран все больше беспокоит недавнее наступление повстанцев в Алеппо, которые достигли прогресса в борьбе с силами режима на юге и востоке страны, несмотря на интенсивные бои последних недель.
«Это авральная ситуация, когда для получения преимущества в сражении нужна любая помощь», – заявил представитель антитеррористических служб США на условиях анонимности.
Российское минобороны сообщило во вторник, что российские бомбардировщики Ту-22М3 и истребители-бомбардировщики Су-34 взлетели с авиабазы Хамадан в Иране, чтобы нанести удары по террористической группировке «Исламское государство» и связанной с «Аль-Кайдой» группировке «Джебхат ан-Нусра» в Алеппо, Идлибе и Дейр-эз-Зор.
Читайте также
Тем не менее, российские удары – это лишь часть предполагаемых новых усилий по поддержке сил, лояльных президенту Сирии Башару Асаду.
Рост числа ополченцев
Значительная часть этой поддержки происходит на земле, и признаком ее является значительный приток ополченцев, поддерживаемых Ираном.
«Они продолжают накачивать в страну шиитских джихадистов», – говорит исследователь из Университета Мэриленда Филипп Смит, специализирующийся на деятельности шиитских ополченцев.
По оценкам Смита, рост числа новобранцев в прошлом году привел к тому, что численность ополченцев достигла 14 тысяч человек, к которым следует добавить около 3500 иранских военнослужащих. Но, по его словам, усилия по вербовке в Афганистане и Ливане не прекращаются.
Аналогичным образом, переброска российских сил планировалась уже какое-то время назад. Некоторые сообщения о появлении российских бомбардировщиках и транспортных самолетов на базе Хамадан датируются ноябрем 2015 года.
«Иранские истребители сопровождали российские бомбардировщики, когда они пересекали иранское воздушное пространство», – говорит Мари Донован, эксперт по Ирану в проекте «Критические угрозы» Американского института предпринимательства.
Из более недавних снимков, полученных американским аналитическим центром Stratfor, следует, что по крайней мере три из четырех российских бомбардировщика Ту-22М3 и некоторые истребители-бомбардировщики Су-34 находились на иранской авиабазе Хамадан за несколько недель или месяцев до нанесения ударов. В Stratfor полагают, что для подготовки базы Хамадан к приему крупных бомбардировщиков Ту-22М3 требуется не так много времени.
«Теперь мы имеем российскую авиацию, российские самолеты, которые напрямую базируются в Иране, – отмечает старший военный аналитик Stratfor Омар Ламрани. – Это эскалация».
«Тот факт, что российской стороне дали такой доступ, очень многое говорит о том уровне, до которого эволюционировали отношения между Москвой и Ираном, особенно в достижении тех же самых целей в Сирии», – говорит он.
Причина для беспокойства?
«Ситуация прискорбная, но не является чем-то удивительным или неожиданным», – прокомментировал последние события представитель Госдепартамента Марк Тонер, который отметил, что использование иранской авиабазы Россией может даже нарушать резолюции Совета Безопасности ООН по ядерной программе Ирана.
Тонер также усомнился в заявлениях Москвы, что она нанесла удары лишь по целям «Исламского государства». По его словам, проведенная во вторник операция, судя по всему, является частью уже знакомой схемы, при которой российские истребители «постоянно, преимущественно выбирают в качестве целей силы умеренной сирийской оппозиции».
«Мы не собираемся поворачиваться спиной к силам умеренной сирийской оппозиции», – сказал он.
Что касается российских бомбардировщиков, которые участвовали в нанесении воздушных ударов в Сирии во вторник, другой американский чиновник, выступавший на условиях анонимности, заявил, что, по всей видимости, они вернулись в Россию, а не в Иран.
Фото — Голос Америки