Так считает глава центра «Модус вивенди» Ара Папян
На тему прозвучавших в последний период заявлений об урегулировании Карабахской проблемы, взаимных уступках, уступках, сдаче территорий и влиянии Шушинской декларации на решение вопроса газета «Аравот» побеседовала с руководителем центра «Модус вивенди» Ара Папяном.
– На днях в интервью французскому «Journal du Parlement» (парламентская газета) президент НКР Бако Саакян, что для решения Карабахского вопроса необходимы компромиссы. Причем, компромиссы должны быть разумными и равноценными. Что касается предельной границы компромиссов, то они никаким образом не должны ослаблять систему безопасности и, таким образом, стать соблазнительным вариантом для агрессии со стороны противника. А после четырехдневной апрельской войны, 29 апреля, Бако Саакян, как сообщала радиостанция «Свобода» исключил возможность возвращения территорий: «Возвращения к прошлому не будет, в том числе и в связи с территориями». Что изменилось после апреля, и почему Бако Саакян сказал вещи, противоречащие ранее сказанному?
– Слова Бако Саакяна о компромиссах, не ослабляющих безопасность, надо уточнить, потому что я не представляю, какая может быть уступка, которая сформулирована в виде компромиссов? Надо также понять, что взамен чего? Затем, если уступаются территории, то какие именно, и не значит ли это на самом деле нарушение безопасности? У меня следующее представление: если произойдет любая территориальная уступка, особенно в рамках тех планов, о которых сейчас говорится – возвращении 5 районов, это означает, что полностью будет нарушена и безопасность, и напрасными окажутся пролитая нами за 25 лет кровь. А что изменилось? Скажу: изменились планы России. То есть, Россия пыталась задобрить Азербайджан армянскими землями, чтобы тот вступил в ЕАЭС или хотя бы находился под российским влиянием, но убедилась, что даже значительные поставки вооружений Азербайджану не помогли тому решить проблему военным путем. И поскольку добиться этого военным путем не получилось, сейчас Россия пытается реализовать свои планы, оказывая давление на Армению. Естественно, Путин оказал давление на Сержа Саргсяна, Серж Саргсян – на Бако Саакяна, и в итоге мы имеем это заявление.
Читайте также
– Вчера председатель Комиссии НС РА по внешним отношениям, член РПА Артак Закарян опроверг, что на президента Армении оказывается давление.
– Я могу напомнить об одном интервью Сержа Саргсяна, предшествующем сентябрю 2013 года, где Серж Саргсян говорил – не верьте, что Россия оказывает на нас давление, нет никакого давления, и при этом исключал, что мы вступим в ЕАЭС. Прошло полгода, и мы вступили в ЕАЭС. И только то, что в российской прессе есть как минимум 10 статей, так сказать, статьи политологов – о сдаче территорий, размещении в Арцахе российских миротворцев, это уже давление. Давление, конечно же, существует.
— Пресс-секретарь президента НКР Давид Бабаян в интервью «Айкакан Жаманак» сказал: «Если мы говорим о территориях, то следует учитывать еще и то, что о них заявляет не только Азербайджан. Разве у нас самих нет таких проблем с Азербайджаном? А Шаумянский район, а Геташен, а Чардахлу, а весь Северный Арцах?». Что Вы думаете по поводу этого заявления Бабаяна? Это всего лишь уловка?
– То, что говорит пресс-секретарь Бако Саакяна, никого не волнует. Мы должны смотреть на то, какой документ находится на столе переговоров, и о чем говорят сопредседатели или один из сопредседателей. К сожалению, в повестке переговоров нет вопроса Геташена, Шаумяна. Мы сейчас не знаем, какие словесные формулировки содержит последний документ. Но относительно Казанского документа знаем точно. В 2011 году Серж Саргсян сказал, что принял его, знаем также, что сегодняшние документы и обсуждения проводятся в духе и Казанских договоренностей, и предшествующих им принципов МГ ОБСЕ, и предшествующих им Бишкекских протоколов, то есть, армянская сторона сдает территории, чтобы взамен получить что-то. Сдача территорий вполне вероятна, такой вопрос обсуждается. Остальное – кухонные разговоры.
– Равноценна ли сдача 5 районов получению статуса Арцахом, если даже мы настроимся весьма оптимистично и представим, что Азербайджан примет независимость Арцаха?
– Хочу из вашего вопроса выделить слово «равноценна», потому что взаимной уступкой может быть такой вид уступок, когда есть принцип определенности равноценности. Когда мы рассматриваем 5 районов – взамен какого-то статуса, этот статус даже не независимость Карабаха или НКАО, это промежуточный статус, что означает – ничего. Следовательно, это не взаимная уступка, а уступка, потому что признается промежуточный статус. Эти 5 районов – гарант нашей безопасности, мы сдаем взамен чего, промежуточного статуса? Это вообще ничто. И сегодня Карабах, так или иначе, имеет свой промежуточный статус.
Скажу больше, даже если весь мир признает независимость Карабаха, если даже Азербайджан признает взамен территорий, это, конечно, не гарантия. Потому что когда мы рассматриваем новейшую историю, например, нападение Турции на Сирию, многочисленные нападения Турции на Ирак, нападение Саудовской Аравии на Йемен, нападение России на Украину, мы понимаем, что международное признание вещь хорошая, но это не гарантирует данное признанное, независимое государство от нападений. Тем более, когда мы знаем поведение, психологию и идеологию Азербайджана, мы понимаем, что единственная гарантия мира – военно-политический баланс между армянской стороной, включающей в себя Армению и Карабах, и Азербайджаном. Сумеем мы восстановить и сохранить это равновесие, будем иметь мир, не сможем – не будем иметь мир. В этом равновесии существенную роль играют эти территории. Сохранение этих районов – один из важнейших факторов сохранения баланса, как только мы теряем территории, мы сразу теряем любое равновесие, потому что становимся крайне уязвимыми.
– Господин Папян, Вы инициировали принятие Шушинской декларации, которая не имеет юридической силы, и вы сказали, что на Сержа Саргсяна оказывается давление. Как в таком случае могут повлиять на решение президента декларация и прилагающиеся к ней подписи многочисленных граждан?
– Этот документ – выражение общественного мнения, обращенное к властям – люди против сдачи территорий, и этим документом мы ставим общество в известность, что есть такая опасность. Я считаю, что вопрос сдачи территорий, который для меня неприемлем, но если даже считают, что это единственный вариант, это надо осуществлять только путем референдума. Если общество посредством справедливого референдума скажет «да», что маловероятно, может быть, можно пойти на такой шаг. Но никто не имеет право единолично решать, это не их родовое поместье, никто из них не шел на выборы с программными установками о сдаче территорий, все было наоборот.
– Но неужели Серж Саргсян пойдет на такой шаг? Он поставит свою подпись на документе, которым будут сданы территории, или такое произойдет в результате военных действий?
— Все зависит от того, что на уме Сержа Саргсяна. Если на него оказывается давление, но он не желает сдавать территории, он эти же подписи, Шушинскую декларацию, бунт «Сасна црер» может использовать как фактор, чтобы сказать тем, кто оказывает давление – посмотрите, это невозможно, общество не принимает этого и ситуация дестабилизируется. Если же у него на уме сдача территорий, сколько бы подписей не было собрано, он может заявить, что этот вопрос не решается таким образом, решаю я, президент, я и сдаю. Будет ли это сделано подписью, под документом, я так не думаю. Если будут отдавать земли, то их сдадут в итоге разыгранной, обговоренной войны. То есть, общество поставят перед фактом, и поэтому постоянно заявляется – не хотите сдавать, идите, защищайте границу. Получается, что Ара Папян обязан охранять границу и иметь армию, но права принадлежат другим. Если бы я был президентом, моей обязанностью было бы создать такую армию, такие экономические и политические отношения, чтобы не докатиться до указанной ситуации. Не может один все портить, а другой – отвечать за это. Есть главнокомандующий, он и должен решать эти проблемы. Не можете, передайте мне власть, а вместе с ней и обязательства. Не можете дать обязательства – без власти, тогда или выполняйте конституционные функции, а не можете – уходите в отставку.
Нелли БАБАЯН
Газета «Аравот»
17.08.2016г
Уже поздно. Время упущено.
Почему даже такой умный человек не видит что Азербайжан не может пойти на изменение своих границ времен СССР без согласия России ? Границы эти -бывших союзных республик -продукт политики Кремля и следовательно именно Россия может их изменить -в данном случае выделить бывшую НКАО из подчинения Баку. Но я уверен что великодержавная Россия не готова на это. Даже Ленин продолжает пребывать там же -в мавзолее как и при СССР.