Deutsche Welle. Новый поворот в сирийском конфликте: 24 августа к активным наземным боевым действиям перешла Турция. Турецкие танки и спецназ при поддержке артиллерии впервые пересекли границу Сирии и двинулись в сторону контролируемого боевиками «Исламского государства» (ИГ) города Джераблуса на севере соседней страны.
Эксперт берлинского Германского общества внешней политики (DGAP) Кристиан Бракель (Kristian Brakel) считает, что перед турецкой армией поставлены две равнозначные задачи: оттеснить ИГ, все еще оккупирующий небольшую территорию у самой турецкой границы, и захватить Джараблус до того, как к нему подойдут поддерживаемые США курдские ополченцы. А они после взятия сирийского города Манбиджа ведут успешное наступление.
Прорыв к Джераблусу — попытка предотвратить «мост через Евфрат»
Два других опрошенных DW немецких эксперта уверены: главная цель операции состоит именно в сдерживании продвижения курдских ополченцев. «В конечном счете Турция пытается предотвратить возникновение на севере Сирии единой контролируемой курдами территории и тем самым создание нового государства — Западного Курдистана», — поясняет Ульрих Кюн (Ulrich Kühn), эксперт Института исследований проблем мира и безопасности в Гамбурге.
Читайте также
«Для Турции так называемой «красной линией» всегда была река Евфрат, — напоминает руководитель Центра по исследованию арабского мира университета в Майнце профессор Гюнтер Майер (Günter Meyer). — Турция и США договорились о том, что курды на северо-востоке Сирии ни в коем случае не должны прорываться через Евфрат на северо-запад страны». Джераблус находится на западном берегу реки. Если продвигающиеся с юго-запада, со стороны Манбиджа, курдские ополченцы первыми войдут в город, они сомкнут находящиеся по обе стороны реки курдские территории.
Таким образом, есть опасность, что в районе Джераблуса может произойти прямое столкновение между турецкой армией и курдами, входящими в поддерживаемую США коалицию. «Это означало бы, что по курдам будет наносить удары союзник США и член НАТО», — подчеркивает профессор Майер. Дальнейшее обострение и без того сильно ухудшившихся турецко-американских отношений станет в таком случае неизбежным, указывает Ульрих Кюн и напоминает: получающие от Америки оружие курды «являются самыми эффективными борцами против ИГ».
США за наземную операцию, но против буферной зоны
Впрочем, Кристиан Бракель полагает, что начавшаяся турецкая наземная операция была предварительно согласована с Вашингтоном. В пользу этого говорит ее поддержка со стороны американских ВВС и военных советников, а также обращенный к курдам призыв американцев приостановить продвижение.
Обо всем этом стало известно в ходе визита вице-президента США Джо Байдена, прибывшего 24 августа в Анкару. Тот факт, что этот визит совпал с началом наступления на Джераблус, немецкий эксперт считает скорее совпадением. Решающее значение для Анкары, наверняка, имела складывающаяся вокруг города оперативная ситуация.
По мнению Гюнтера Майера, предстоящий разгром боевиков ИГ в Джераблусе нанесет ощутимый удар по «Исламскому государству», поскольку окончательно отрежет его от снабжения через турецкую территорию. Профессор полагает, что турецкая армия на этом не остановится и продолжит продвижение вглубь сирийской территории, чтобы в конечном счете создать вдоль южной границы Турции своего рода буферную зону.
До сих пор американцы были против такой зоны, поскольку ее поддержка с воздуха существенно повышала бы риск соприкосновения с действующей в Сирии российской авиацией, отмечает ученый. Он полагает, что именно эта тема может стать одной из ключевых во время визита Байдена в Анкару.
Ульрих Кюн в свою очередь указывает на еще один аспект начавшейся наземной операции. По его мнению, она означает, что «Турция отказалась от своей первоначальной цели, а именно — свержения режима Асада». Анкаре, считает эксперт, «стало окончательно ясно, что в данный момент Асад крепко сидит в седле благодаря поддержке России и Ирана». В такой ситуации турецкая армия взялась на севере Сирии за решение более узких задач.
Фото – Deutsche Welle