Турецкая бронетехника вошла на территорию сопредельной Сирии в рамках осуществляемой при поддержке авиации США операции против «Исламского государства», сообщают в среду, 24 августа, мировые СМИ. Как отмечает Голос Америки, по информации турецких медиа, около двух десятков танков в сопровождении инженерно-саперных подразделений выдвинулись в район города Джераблус, который находится примерно в километре от границы.
Перед началом операции, названной турецким Генштабом «Щит Евфрата», позиции исламистов подверглись артиллерийскому обстрелу и серии авиаударов с участием самолетов международной коалиции во главе с США.
МИД Сирии выступил с осуждением действий турецких войск, пересекших границу и вступивших на сирийскую территорию, передает в среду ТАСС со ссылкой на агентство САНА.
Ранее президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что операция направлена не только против экстремистов из ИГ, но и против сирийских курдов, которых Анкара обвинила в организации серии терактов.
Читайте также
По оценке агентства Рейтер, Турция и США надеются, что, оттеснив «Исламское государство» от линии границы, они лишат радикальных исламистов контрабандного маршрута, через который их ряды пополнялись иностранными наемниками и шло вооружение.
Эксперт Московского центра Карнеги, профессор Алексей Малашенко считает, что операция «Щит Евфрата» была довольно предсказуема, поскольку она назрела в силу сложившейся ситуации.
«Очевидно, что действия Турции не в последнюю очередь связаны и с визитом вице-президента США Джо Байдена, – предположил он в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Эрдогану нужно показать, что он дружит не только с Россией, но и с Соединенными Штатами у него вполне конструктивные отношения».
Как отметил Рейтер, Джо Байден — самый высокопоставленный американский чиновник, прибывший в Турцию после того как попытка государственного переворота в середине июля поколебала уверенность многих в способности Анкары усилить борьбу с «Исламским государством».
Вместе с тем, Алексей Малашенко не исключил, что основной удар придется все-таки по курдам, хотя это, по его словам, и может привести к непредсказуемым последствиям.
«Посмотрим, какова будет реакция самих курдов, – заметил он. – Тут возникает сложная коллизия, потому что США поддерживают их военные формирования. Надо внимательно посмотреть, как все будет происходить на местности. Какие виды вооружения при этом используются, кто в основном оказывается жертвами обстрелов и так далее».
Россия также покровительствует сирийским курдам, которые в феврале нынешнего года открыли свое представительство в столице РФ. Представитель курдской Партии демократического союза в Москве в среду сказал Интерфаксу, что столкновения с турецкими войсками, если те продолжат наступление в Сирии, неизбежны.
Независимый военный аналитик Вадим Макаренко полагает, что Турция в данном случае преследует двойную цель.
«Главная задача – создание по другую сторону своей границы плацдарма, – пояснил он в комментарии «Голосу Америки». – В Анкаре давно об этом мечтали. Там рассчитывают, что вакуум заполнят поддержанные Эрдоганом структуры сирийской оппозиции».
Таким образом, на взгляд эксперта, Турция немного отодвинет позиции ИГ от своих границ и будет иметь дополнительные рычаги воздействия на группировку.
«Кроме того, того Анкара преследует цель – остановить дальнейшее продвижение курдов, – полагает он. – Это может привести к более серьезным столкновениям между турецкими частями и курдскими».
Официальные лица России пока воздерживались от комментариев по поводу последних событий в регионе. Некоторые российские эксперты в этой связи высказывают предположение, что операция была согласована с Москвой.
Алексей Малашенко затруднился сказать что-то определенное на этот счет.
«Скорее всего, Москву просто поставили в известность», – предположил он.
Вадим Макаренко также сомневается, что Анкара детально согласовывала свои планы с Москвой.
«Это обострение ситуации как раз и опасно тем, что действия предпринимаются без согласования сторон, – подчеркнул он. — Все действуют на свой страх и риск».
В эту же среду СМИ сообщили о запланированной на 31 августа встрече Эрдогана и Путина в Анталье во время товарищеского матча по футболу между сборными Турции и России.
Фото – Голос Америки