Жерар Шальян (Gérard Chaliand), французский писатель и преподаватель, дал интервью Алексису Феерчаку из Le Figaro, в котором прокомментировал вторжение турецкой армии в Сирию.
«В сирийский Джераблус Эрдоган вторгается в меньшей степени для того, чтобы уничтожить «Исламское государство», чем для того, чтобы противостоять продвижению курдов. В сущности, Джераблус находится на территории ИГИЛ, зажатой в клещи между двумя курдскими регионами, Африн и Кобани. Курды продолжают продвигаться вперед в борьбе с ИГИЛ и хотели бы объединить эти два региона», — рассказывает Шальян. «Для Эрдогана цельная территория, находящаяся в руках курдов в Сирии, совершенно не обсуждается, поскольку это бы означало, что больше нет возможности прямого перехода между Турцией и Сирией. Так что если сегодня Эрдоган атакует ИГИЛ — движение, которое он в действительности очень долгое время поддерживал — то это просто предлог».
«До настоящего момента турецкая армия не начинала наземного наступления и довольствовалась минометными обстрелами, поскольку опасалась, как бы Россия не стала ее бомбить. Штаб-квартира в Анкаре прекрасно отдавала себе отчет в том, что турецкие войска не могут пересечь границу, рискуя оказаться в слабой позиции. Реджеп Эрдоган посетил президента Путина и добился того, чтобы Россия не вела такую бомбардировку. В обмен на это Реджеп Эрдоган, наконец, признал, что режим Дамаска не падет и что Башар аль-Асад останется у власти, по крайней мере, пока. Это «услуга за услугу», тактическое соглашение, которое устраивает Москву, Анкару и Дамаск», — полагает Жерар Шальян.
Отвечая на вопрос Алексиса Феерчака о точке зрения Дамаска на вторжение Турции, Шальян отметил: «До нынешнего момента режим Дамаска сравнительно нейтрально относился к сирийским курдам — при условии, что они на него не нападают». Однако сейчас, когда режим усилился, особенно с момента русско-турецкого соглашения, Башар аль-Асад тоже не хочет, чтобы сирийские курды стали чересчур влиятельными; эту точку зрения он разделяет с Эрдоганом, полагает эксперт.
Читайте также
«Может ли это странное сближение Дамаска и Анкары по курдскому вопросу изменить расклад в Алеппо?» — поинтересовался интервьюер Le Figaro. «Нет, в случае битвы при Алеппо мы остаемся в полностью иной конфигурации. Режим Дамаска, который пользовался поддержкой Ирана с самого начала конфликта, имеет совершенно другие интересы, чем Турция, которая никогда не прекращала поддерживать исламистов. В конечном итоге, интерес Турции — это по-прежнему падение режима Башара аль-Асада и победа исламистов», — ответил Шальян.
Эксперт также полагает, что никакого компромисса в регионе нет, потому что не видно никакого решения для Сирии. «Конечно, есть некоторый прогресс. Сегодня русские и американцы согласились противостоять исламистам. Также они в целом согласны поддерживать курдов в Сирии — за вычетом соглашения, в силу которого Москва признает, что турецкие войска могут войти в Джераблус и не подвергнуться бомбардировкам. В остальном США будут продолжать вести ту же политику», то есть не порывать с Турцией, уточняет Шальян.
«За несколько лет турки перешли от явного антисионизма к сердечным отношениям с еврейским государством, от резких противоречий с Россией — к официальным извинениям за сбитый ими самолет и к сближению с Москвой, от полного осуждения режима Дамаска (после многолетней его поддержки) — к отказу от ухода Башара аль-Асада как необходимого условия для любых переговоров. Все это дипломатическая тактика. Турки очень сильны! Нужно признать, что Эрдоган — что бы о нем ни думали — очень талантливый глава государства», — заключает Жерар Шальян.
Источник – Инопресса.ру
Фото – Le Figaro