Арут Сасунян
Издатель и редатор газеты «Калифорния курьер»
www.TheCaliforniaCourier.com
За два дня до попытки военного переворота в Турции, 13 июля, профессор стамбульского университета Сабанчи Халил Берктай ответил на касающиеся Геноцида армян шесть вопросов влиятельной испанской газеты Эль Паис. Но поскольку Эль Паис не опубликовала его ответы, доктор Берктай решил опубликовать свое интервью 15 июля на турецком сайте Сербестиет, озаглавив его «Геноцид был и остается геноцидом – с переворотом или без него».
Турецкий интеллигент с либеральными взглядами проф. Берктай сказал газете Эль Паис, что начиная с 2002 года неоднократно признавал Геноцид армян. Геноцид он квалифицировал как «почти полное истребление османских армян». Доктор Берктай признал, что из-за своих взглядов на Геноцид армян «особенно до 2002 года и после (уже не со стороны правительства) на меня оказывалось колоссальное давление, шантаж, угрозы и психологический террор».
Отвечая на вопрос Эль Паис, «почему Турция отказывается пересматривать прошлое», доктор Берктай сказал: «Еще в 1980 и 1990-е годы… политика отрицания прошлого строилась на юнионизме или ататюркизме, которые опирались на культ предков и идеологическую преданность. То, что произошло с армянами в 1915 году, рассматривалось как черное пятно на турецком национализме. Кроме того, поскольку это не было совершено кемалистским правительством или под его эгидой, поскольку республика унаследовала ответственность за территории, где произошли этнические чистки армян, это было недопустимое пятно на непорочной чистоте кемалистской революции. Поэтому было наложено табу: тема была закрыта. Только проживающие здесь и там интеллигенты иногда заговаривали об этом – глас вопиющего в пустыне». Проф. Берктай добавил, что, начиная с 2000 года все стало меняться – возросло число интеллигенции, которая говорила о Геноциде армян.
Читайте также
Наибольший интерес представляет фрагмент интервью проф. Берктая, в котором он указывает на причины отказа правительства Турции признать Геноцид армян: «Правительство Турции не знает, что произойдет, если они признают, что был геноцид. Как поступит и чего потребует Армения? Намерена ли она требовать материальной компенсации или землю? Это то, о чем говорят радикальные армянские националисты-дашнаки. Как они сами говорят – есть три R (по-английски Recognition, Reparation, Restitution) – признание, репарация и реституция (земель). Правда, ни одно турецкое правительство не пойдет на территориальные уступки. Поэтому, возможно, прежде чем предпринять какой-то шаг, они захотят узнать намерения Армении. С другой стороны, пока Армения продолжает не раскрывать свои карты, признание Геноцида еще долго будет продолжаться».
Внимательное прочтение данного фрагмента указывает на то, что он считает невероятными территориальные уступки Турции, но не исключает репарацию. Мне кажется, пока армяне требуют землю, турки готовы в качестве предварительного шага выплатить материальную компенсацию.
Наиболее спорным утверждением проф. Берктая, пожалуй, можно счесть его разъяснение по поводу того, почему Турция отказывается от очной ставки со своей грязной историей: «Сталкиваясь с вызовами по признанию Геноцида армян, широкие массы турецкого общества, а также партия Справедливости и развития продолжают задаваться вопросом – почему мы? Почему только мы? Разве другие государства с такой же строгостью заставляют отвечать за грехи прошлого, или только Турцию? А как насчет того, что «они» сделали с нами? Если мы признаем Геноцид армян, признают ли они, хотя бы слегка, трагическую историю турок на Крите, в Греции, Болгарии и Сербии? Кто будет выступать за турок? У нас вообще есть друзья в мире?»
Хотя я не согласен с некоторыми утверждениями проф. Берктая, но я не могу ожидать идентичности его взглядов с моими. В конце концов, он турок, но турок справедливый и объективный, чего мы не можем сказать о руководителях и массах турецкого общества, которые до сих пор продолжают отрицать Геноцид армян…
Проф. Берктай рискует, публикуя свои ответы о Геноциде армян в интернете, особенно, после июльской попытки переворота, когда в стране установлен жесткий режим и тысячи невинных людей оказываются за решеткой…
Перевод на русский — Lragir.am