Градостроитель и архитектор Сархат Петросян подчеркивает важность участия Армении в международной архитектурной Биеннале в Венеции. По словам Петросяна, Биеннале не является просто выставкой, а генератором архитектурных идей, который определяет какие тенденции будут доминировать в данном секторе в следующие 5-10 лет.
В 2016 году Армения выступила на XV международной архитектурной выставке в Венеции с экспозицией «Независимый ландшафт». Сархат Петросян, который также является куратором армянского павильона, утверждает, что за последние Биеннале подход Армении существенно изменился. «В этом году Армения празднует 25 лет независимости, и мы ретроспективно пытались понять, каковы наши достижения, чтобы не повторить то, что уже подверглось обсуждению. Мы поставили себе задачу начать новую дискуссию про архитектуру, чтобы двинуться дальше.» Куратор также добавил, что общие черты армянского павильона и павильона Испании, который является победителем Биеннале и получил главную награду “Золотой Лев”, говорят о правильном подходе Армении.
В этом году армянский павильон расположен в сердце Венеции, на территории притвора армянской церкви Сурб Хач в Конгрегации Мхитаристов. Долгие годы церковь была закрыта для прихожан и посетителей, а сейчас открылась на 6 месяцев благодаря армянскому павильону.
Читайте также
Исследования «Независимого ландшафта»
На Биеннале армянские исследовательские группы пытаются выявлять изменения армянского ландшафта. В ходе экспозиции, группы представили следующие научные заключения “Народная площадь”, “Гюмри после землетрясения”, “Исчезающие кладбища ”, “ Достройки к жилым домам”, “ Опять проМецамор”.
“В 1990 году этнограф Левон Абраамян опубликовал статью Ритуал, прототеатр и Театральная площадь , где он использовал фотографии Завена Хачикяна. Сегодня, спустя четверть века, есть возможность пересказать ту же самую историю про Театральную площадь.
Следующая история рассказывает про зону бедствия. Здесь есть и наша доля профессиональной вины. Репортер Ваан Ишханян пытается понять какие недовыполнения привели к тому, что спустя 30 лет у нас все еще существует зона бедствия. И это в том случае, когда в городе есть области и здания, где никто не обитает. По словам журналиста, акцент нужно поставить именно на этом.
К слову, ученики центра креативных технологий “Тумо” в Гюмри также являются участниками исследований. Они составили карту строительных изменений в Гюмри после землетрясения. Проект фактически является частью учебного процесса. Участники – сами жители города, у которых уже определилась своя установка к городу. Мы намеренно выбрали детей, которые живут именно в этих кварталах. Центр “Тумо” обеспечил детей фотокамерами, чтобы они могли снять свои жилищные условия на камеру. Своими снимками дети дополнили наше исследование.
В следующем исследовании рассматривается феномен армянских кладбищ. Наша задача не заключалась в изучении кладбищ, а в отслеживании исторического прогресса со средневековых времен до наших дней.
В действительности, современное кладбище, кроме сохранившихся традиционных частей, которые быстро исчезают, является самым нелепым компонентом армянского городского ландшафта. Компонент, который не имеет концептуального решения.
Достройки к жилым домам всегда интересовали меня. У нас формировалось отрицательное отношение к достройкам. Между тем, им нужно относиться не только с юмором, но и необходимо понять причины, которые стоят за ними. Проект “Достройки к жилым дома” поставил себе цель исследовать именно эти особенности и странности достроек, выявляя их социально-психологические корни.
Для местных властей они все еще являются сложной задачей, которую они не могут решить. Достройки отражают разногласия между официально пуристским подходом и реальностью городской среды. Только после глубокого анализа и оценки можно понять, что заставляет людей решиться на этот шаг, и каким может быть решение. И наконец, мой последний “приемный” проект – город Мецамор. Город был спроектирован в советское время для работников армянской атомной электростанции. Для меня город символизирует феномены современной истории от советских времен до наших дней. В 2007 году, во время работы над стройгенпланом города, мне посчастливилось найти этот пепельный кристалл.
Именно с помощью этих исследовательских работ, мы попытались выделить проблемы, возникшие за последние 25 лет и начать новую дискуссию. Темы исследований были выбраны гораздо раньше Биеннале. А сама тема армянского павильона “Независимый ландшафт” ассоциируется с независимостью Армении и ландшафтным дискурсом Европы. Почти вся дискуссия ЮНЕСКО и сохранения культурного наследия ЕС основана не на материальных, а ландшафтных сравнениях”, -утверждает Сархат Петросян.
Не архитектурные, но ценные процессы
Обращаясь к примерам городских строек и архитектурных попыток повлиять на окружающую среду, градостроитель утверждает “Большинство проблем в настоящее время вызваны тем, что теоретически они не подверглись исследованиям. За каждой линией и за каждым решением поменять бордюрный камень должно стоять теоретическое заключение. Иногда именно это отсутствует в архитектурных решениях. Мы сделали акцент именно на этом в наших исследованиях про Театральную Площадь и исчезающие кладбища.”
Наш собеседник считает, что в городе существует много примеров положительного влияния архитектуры на городскуюую среду. Он особенно отмечает изменения на площади Шарля Азнавура, некоторые участки на улице Абовян, по соседству с парижским кафе, зеленые зоны и индивидуальные вмешательства, благодаря которым Каскад, Парк Влюбленных, и улицы Сарьян и Парпеци, которые раньше не представляли интереса для жителей, превратились в излюбленные места для вечерних прогулок .
По словам архитектора, в городе иногда протекают незапланированные архитектурой процессы, которые являются более ценными так как представляют собой вызов для архитекторов, строителей, для деловых слоев и общественности.
Еще одна Биеннале и ‘Золотой Лев”
В 2015 году армянский павильон выступил на Венецианской Биеннале с проектом Armenity. Экспозиция Армении удивительным образом вызвала всеобщий интерес, и Армения получила главную награду фестиваля “Золотой Лев”. Сархат Петросян верит, что этим успехом павильон обязан куратору Аделине фон Фюрстенберг Джуберян, участникам из разных городов США, Европы и Азии, которых объединяетет не только национальность, но и участь; все они являются наследниками армян, переживших геноцид, и волею судьбы потерявших родину.
2015 был также символическим для Армении: это был год столетнего юбилея геноцида армянского народа.
Триумф креативной индустрии
Сархат Петросян уверен, что культура и архитектура способствуют экономическому росту страны. “Спектр креативных индустрий широк, сюда входят и фотография, и производство сувениров и дизайн одежды. Будучи страной широких интеллектуальных интересов, Армения обладает большими возможностями для развития. Прогресс страны в области информационных технологий служит тому доказательством, и ничто не может помешать продаже креативных разработок. Очевидны изменения в области дизайна и фотографии.”
Я связываю это с тем, что в обеих сферах отсутствовали унаследованные в советское время системы, которые бы запретили вход молодежи
в данные области. К счастью, армянская олигархия ничего не смыслит в данной сфере и не пытается им мешать.
Градостроитель и архитектор Сархат Петросян уверен, что возможно достичь интересным архитектурным и строительным решениям при недостаточном количестве денег, если есть подходящее управление. “Сегодня все более популярным становится концепт Guerrilla gardening. Это — подпольное садоводство, что подразумевает скрытное и незаконное засаживание общественных мест растениями. Подобные попытки были и в Армении. К слову, Армения — единственная страна в мире, где граффити приветствуется правительством, а мэрия оплачиает граффити-изображения, когда во всем мире это считается актом вандализма.
Любовь к окружающей среде является обязательным для реализации любого проекта. В нашей стране существуют все условия для того, чтобы великие идеи свершились, охватывая более широкие слои общества.”
Сархат Петросян подчеркивает, что экспозиции на моровых авторитетных выставках представляют возможность для других ознакомиться с культурным и архитектурным наследием страны и выявляют сегодняшние новинки. Ты сам становишься свидетелем и слушателем чужих ценных идей, которые при возможности можешь применить в своей стране. Он верит в необходимость инвестиций и демонополизации армянской архитектуры, а также в то, что для молодежи должны быть открыты все двери. Градостроитель уверен, что для получения грантов необходимо грамотно работать. Именно в ходе такой работы известный американский фонд “Гетти” заметил Советский дом отдыха в Севане архитекторов Геворг Кочар и Микаэл Мазманян. Дом был спроектирован в 1932 году и является исключительным образцом советского модернизма. В ближайшем будущем фонд восстановит это оригинальное сооружение. Руководителем проекта назначен Сархат Петросян, а научный руководитель проекта – Рубен Аревшатян, председатель Национальной ассоциации критиков искусства
ГОАР Акопян
Фотографии являются собственностью сайта www.independentlandscape.am