Размышления бывшего депутата Национального Собрания НКР Ваграма Атанесяна относительно концепции реформы Конституции НКР
– Опубликована концепция Конституционных реформ НКР, она предусматривает сильную президентскую власть. Прежде всего, о необходимости и ненужности этих реформ говорилось очень много. А каковы Ваши замечания?
– В 2006 году была принята Конституция Арцаха, и переходными положениями установлено требование о приведении законодательства в соответствие с Конституцией. Но ряд законов так и не был принят. Речь, в первую очередь, о законах о гражданстве, о свободе собраний, чрезвычайном положении, военном положении, городе Степанакерт… Я думаю, что вопрос конституционных реформ в Арцахе актуализировался после, как была принята новая Конституция в Армении. Изначально подход заключался в том, что необходимо сохранить идентичность основополагающих принципов организации государственной жизни. Почему был принят другой вариант, я не могу сказать, не в курсе об этом, но аргументы мне не кажутся убедительными.
– Примечательно, что представители политических партий, представленных в парламенте, всегда высказывались в пользу парламентской системы правления, но сейчас, совершенно неожиданно, не было предложено ни одного изменения, и получается, что они сами и инициировали эти изменения. Это позволяет утверждать, что впечатления об искусственности реформ и их направленности на обеспечение воспроизводства власти обоснованы.
Читайте также
– Это впечатление, основанное на единичных откликах в прессе. По моим наблюдениям, одна из этих сил всегда является сторонником президентского правления, одна вообще против всех конституционных поправок, третья пребывает в промежуточном положении. Принципиальным сторонником парламентского правления и пропорциональных парламентских выборов является Арцахская структура АРФД, и несколько дней назад она заявила об этом (см. yerkir.am).
– Единственный оппозиционный депутат НС НКР Айк Ханумян, кстати, на днях заявил, что Комиссия по конституционным реформам при президенте носила формальный характер, так как в основном работу проделал руководитель аппарата НС РА Грайр Товмасян. «Это явное издевательство и в отношении народа Арцаха, и в отношении государственных структур Арцаха, тем более что Товмасян встречался со всеми фракциями, и для меня, во всяком случае, представленные им аргументы не показались адекватными», – сказал Айк Ханумян. Не вызывает ли это тревогу?
– Если Ханумян делает такое заявление, и профессиональная специальная комиссия по конституционным поправкам не выступает с опровержением, можно предположить, что в его словах есть доля истины. А по поводу того, что думает депутат НС НКР Ханумян относительно приведенных аргументов, комментировать было бы неправильно. Каждый судит и оценивает в соответствии с своими представлениями.
– В самой концепции есть много спорных пунктов. Скажем, увязывание президентских и парламентских выборов. Считаете ли Вы правильным то, что если президент выражает недоверие парламенту, то механически проходят и президентские выборы. Не является ли это прямым путем к «захвату» власти?
– Насколько я понимаю, сочетая парламентские и президентские выборы, преследуется одна цель: избрать и главу исполнительной власти (президента Арцаха), и поддерживающее его стабильное большинство в парламенте. Я думаю, что это не столь уж оптимальное решение.
– Что Вы имеете в виду?
– Попытаюсь обосновать. Президентом может быть избран кандидат, получивший больше половины голосов «за», не так ли? Таким образом, получается, что столько же голосов получит выдвинувшая его партия. Такова логика концепции. То есть, одна партия изначально заполучает и главу исполнительной власти, и парламентское большинство. И это – в лучшем случае. Я исхожу из практики президентских выборов в Арцахе. С 1996 года, победивший кандидат получил наименьшее количество голосов в 2012 году, но это было больше 2/3 всех проголосовавших «за». Если считать, что такая же картина будет и на следующих президентских выборах, а на практике иного быть не может, что же тогда ожидается в 2020 году? Президент будет выбран примерно 70 процентами голосов «за», а парламенте его поддержат 22 депутата, выбранных из тех же партий по пропорциональной системе. Остальным останется конкурировать друг с другом, чтобы поделить оставшиеся 11 мандатов. Может быть, в проекте Конституции будут предусмотрены какие-то должности для парламентского меньшинства, скажем, должность председателя постоянной комиссии, или вице-спикера парламента, или парламенту будут вверены контрольные функции, вовлекая тем самым и меньшинство? Давайте подождем, и не будем спешить с обобщениями.
– Есть опасения и по поводу следующих президентских выборов. Их проведение планируется в 2020 году, в то время как второй президентский срок действующего президента истекает в 2017 году. Возникает проблема в период с 2017 по 2020 годы, который пытаются дополнить институтом президента переходного периода, избранного Национальным Собранием на трехлетний срок. Не представляет ли такой подход угрозу для Арцаха, находящегося в состоянии войны?
– Это предположения. Будет опубликован текст Конституции, и тогда мы сможет делать выводы. Но в Концепции есть один тревожащий момент. Написано, что в случае, если пост президента станет вакантным, то на оставшийся срок полномочия президента возлагаются на председателя парламента. Это означает, что в случае вакансии на должность президента внеочередные президентские выборы проводиться не будут. Затрудняюсь дать оценку, с какой целью это делается. Но давайте представим ситуацию, когда президент уходит в отставку. Это будет означать, что его политика провалилась. Теперь смотрите: в соответствии с Концепцией, президент и парламентское большинство должны быть из одной и той же партии. Но если президент от партии, потерпевшей провал, подает в отставку, почему в эту должность должен вступать кто-то другой из той же партии? Где тут логика? И, тем более что и не говорится, что если председатель парламента вступает в должность президента Республики, то избирается ли в таком случае новый председатель НС?..
Но все эти вопросы, вероятно, останутся риторическими. Надо дождаться публикации проекта Конституции. Может, на эти и множество других вопросов в нем имеется четкий ответ.
Беседу вела Нелли Григорян
Газета «Аравот»
03.09.2016г