Недавнее расширение санкций США в отношении России противоречит потенциальному сближению позиций Москвы и Вашингтона по ряду актуальных тем, которые президенты Владимир Путин и Барак Обама обсуждали в Китае на саммите «Большой двадцатки». Об этом в среду, 7 сентября, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, передает Голос Америки.
«Это серьезно диссонирует с темами, касающимися возможного взаимодействия в чувствительных сферах, о которых шла речь на встрече двух президентов», – цитируют «Ведомости» Пескова.
Напомним, в свежий санкционный список США попали российские энергетические предприятия, работающие в Арктике, а также компании (в том числе иностранные), действующие в аннексированном Крыму. Правительство Соединенных Штатов пошло на такой шаг в связи с агрессивной политикой Москвы в отношении Украины и отсутствием прогресса в деле выполнения Минских соглашений.
Всего в списке фигурирует 81 предприятие. В документе также значатся две компании, зарегистрированные в Индии и Гонконге. Санкции коснутся 51 компании, подконтрольной «Газпрому», а также организаций, связанных со строительством Керченского моста.
Читайте также
Пресс-секретарь президента Путина заметил, что российская сторона тщательно изучит новый перечень санкций перед тем, как дать ответ.
«Еще раз могу повторить только, что, безусловно, в санкционных делах главный принцип, из которого мы исходим, это принцип взаимности», – подчеркнул он.
Директор программы «Экономическая политика» Московского центра Карнеги Андрей Мовчан в комментарии «Голосу Америки» затруднился сказать, что именно имел ввиду Дмитрий Песков.
«Речь идет о взаимности, а не об устрашении, – добавил он. – Взаимность заключается в том, чтобы из списка в несколько сотен тысяч американских кампаний, которые фигурируют в Регистрационной палате США, выбрать эквивалентное количество и запретить им работать в России».
По мнению экономиста, то, что ни одна из этих компаний не работает в России, в данной ситуации, возможно, совершенно неважно.
«Это и будет настоящая дипломатическая взаимность, – считает он. – А что касается российского воздействия на экономику США, то оно может быть настолько же мало, насколько и американское воздействие – на экономику России. Как вы понимаете, товарооборот между двумя странами минимальный, какие бы то ни было другие экономические связи тоже практически на нуле».
Поэтому санкции такого рода носят скорее чисто декоративный характер, полагает Андрей Мовчан. Он не видит никакого способа оказать существенное воздействие на экономику страны путем запрета компаниям и частным лицам работать на ее территории.
«На мой взгляд, это совершенная декорация, а с другой стороны, мы знаем, что дипломаты любят такие вещи делать и в политической области, и в экономической», – резюмировал директор программы «Экономическая политика» Московского центра Карнеги.
В свою очередь, председатель партии «Гражданская инициатива», экс-министр экономики России Андрей Нечаев предположил, что российский ответ в данном случае будет «буквальным».
«То есть, по всей вероятности, Россия введет санкции против каких-то конкретных американских компаний и людей, – пояснил он в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Поскольку вводить иные экономические санкции против США вообще не имеет никакого смысла».
Американские санкции направлены против конкретных людей и компаний, обращает внимание эксперт, но, в целом, для экономики России это не слишком существенно. Возможно, это в большей степени неприятно для «крымского бизнеса». Видимо, заключает аналитик, теперь те люди, которые попали под санкции, будут стараться как-то полнее компенсировать свои потери…
Напомним, глава правительства РФ Дмитрий Медведев еще в начале 2015 года назвал убытки, понесенные страной в результате санкций, «значительными». «По оценкам ряда зарубежных экспертов, России был нанесен ущерб в 25 миллиардов евро (1,5% от ВВП). В 2015 году он может вырасти в несколько раз», – сказал тогда премьер.
С точки зрения Андрея Мовчана, это вызвано тем, что Медведев должен как-то обосновывать, почему в России рецессия.
«Наиболее удобный способ делать это с помощью наших западных партнеров, сваливая все на санкции. На мой взгляд, эти слова не подтверждаются никакими фактическими данными», – заключил он.
Андрей Нечаев также убежден, что российская экономика переживает серьезный системный кризис, сопровождаемый многими негативными процессами, в том числе высоким уровнем коррупции.
«В этом смысле санкции, разумеется, усугубляют ситуацию, но не являются первопричиной кризиса», – подытожил он.
В списке сильнейших экономик мира за 2016 год Россия, опередив Мексику, оказалась на 14-м месте с результатом в $1,1 трлн ВВП. Первое место у США – $18,5 трлн.