Лента новостей
Новости дня

Кого обидел Овик Абраамян?

15 сентября,2016 21:16

Русские испытывают сильное воодушевление

Внешняя политика РА и значимые события, касающиеся внутриполитических процессов страны, неизменно связывались и связываются с Россией. Отставка Овика Абраамяна и назначение на пост главы правительства Армении вице-президента «Газпромбанка» и бывшего мэра Еревана Карена Карапетяна также ассоциируется с решениями Кремля. Военный эксперт Владимир Елисеев, например, убежден, что назначение Карена Карапетяна придаст новый импульс армяно-российским отношениям, и поскольку в Армении сейчас сложная внутриполитическая и социально-экономическая ситуация, «было бы правильно следовать пророссийскому вектору». Логика следующая: «Это гарантирует Армении безопасность». По мнению Евсеева, руководство Армении касательно назначения Карена Карапетяна получила советы из Кремля.

А глава Центра политической информации Алексей Мухин пошел еще дальше: «Создается впечатление, что в последнее время РА и РФ стоят на пороге создания союзного государства, как в случае РФ и Беларуси»,- сказал Мухин в интервью Tert.am. По его словам, у нового премьер-министра в РФ серьезные связи, что станет основой для экономического ренессанса. И не только: «В ближайшее время будет прогресс на пути к созданию новой универсальной системы безопасности – в рамках ОДКБ. Возможна нормализация отношений Армении с соседями, имею в виду Грузию и Азербайджан. Особенно в отношениях РА с Азербайджаном РФ выступает в роли посредника. В ближайшем будущем будут предприняты более интенсивные шаги по нормализации отношений».

Что именно не простили Овику Абраамяну?

Могла ли Москва поставить перед Сержем Саргсяном вопрос об отставке Овика Абраамяна? Вполне возможно. Независимо от того, что Овик Абраамян возглавлял правительство Армении в тот период времени, когда страна становилась членом ЕАЭС с вытекающими из этого последствиями, экономическим спадом, тем не менее, Овик Абраамян сделал несколько заявлений, которые могли не понравиться российской стороне.

Но сперва о последнем выступлении О. Абраамяна на заседании правительства, в котором он заявил о намерении подать в отставку. «Наши искренние и реалистичные подходы возымели результаты, однако общество все еще осталось поляризованным. На мой взгляд, одной из основных причин этого являются разногласия, подпитываемые геополитическими, внешними экономическими и военными вызовами. Именно они пока не дают нам возможность, объединив все силы, найти неотложные решения стоящих перед нами важнейших проблем – начиная от обеспечения равных экономических условий и заканчивая борьбой с коррупцией»,- отметил Абраамян. Из успехов, достигнутых в ходе его премьерства, он подчеркнул инфраструктурные проекты с Ираном и Грузией, имеющие большой потенциал региональной интеграции и экспорта. «Членство в ЕАЭС позволило нашим предпринимателям сократить операционные расходы внешней торговли и смягчить региональные экономические шоки 2015 года». Потом он подчеркнул: «Была заключена крупнейшая инвестиционная сделка с компанией из США. В Воротанский каскад было вложено $180 млн. Это обеспечит комплексное перевооружение и надежную эксплуатацию комплекса».

С одной стороны, Овик Абраамян в своем выступлении отмечает, что благодаря членству в ЕАЭС стало возможным снизить операционные расходы внешней торговли, но с другой стороны подчеркивает проекты с Ираном и Грузией, американские инвестиции.

А сейчас о сделанных Овиком Абраамяном ранее заявлениях, которые могли бы не понравиться российской стороне. В течение нескольких месяцев официальный Тегеран заявлял, что Иран в рамках строительства третьей линии электропередач рассматривается в пять раз увеличение экспорта газа в Армению. Об этом в феврале заявил директор Национальной иранской газовой компании Али Ризы Камели. Официальный Тегеран продолжал посылать интересные с точки зрения развития Армении месседжи, давая понять, что у Еревана есть возможность установления взаимовыгодных отношений с Ираном на качественно новом уровне. А российская сторона хранила молчание.

На этом фоне интересное заявление прозвучало из Еревана. 4 февраля на заседании правительства Овик Абраамян сказа следующее: «Для армянских хозяйствующих субъектов очень важно, чтобы цены на энергоносители не сказывались на конкурентоспособности их продукции. Мы заинтересованы в том, чтобы занимающая значимое место в системе инфраструктур Армении компания Газпром-Армения работала устойчиво и с разумной прибылью. Но для экономики и населения цены также должны быть доступными и выгодными. Снижение объемов потребления газа явно свидетельствует о том, что компания может получить больше прибыли, если снизит цены. Думаю, руководству компании «Газпром Армения» следует представить обществу и своим вышестоящим инстанциям данную бизнес-логику, в результате чего и Газпром, и Россия увидят взаимовыгодный характер наших предложений. Полагаю, что исходя из развития в мировой экономике и геополитического событий, очевидна не только необходимость, но и возможность снижения цен на газ».

Это было вторым публичным заявлением Абраамяна о возможности снижения цен на газ. 16-го января принял представителей ряда хозяйствующих субъектов, занимающихся производством и экспортом бытовых товаров и пищевых продуктов, на встрече с которыми заявил, что Армения обратилась к РФ с просьбой снизить тарифы на импортируемый газ. Предприниматели попросили тогда премьер-министра, исходя из мировой динамики цен на энергоносители, в рамках членства в ЕАЭС обратиться к стратегическому партнеру Республики Армения – Российской Федерации с просьбой снизить тариф на импортируемый газ и осуществлять ценообразование для производителей в национальной валюте. Премьер-министр подчеркнул, что прогресс экономических отношений с Российской Федерацией и другими партнерами в существенной степени зависит от цен на энергоносители, которые не ограничивали бы экономическую конкурентоспособность и заявил, что по вопросу цен на энергоносители власти Армении обратились к российским властям и, учитывая стратегический характер партнерств РА с РФ, армянская сторона рассчитывает на положительное решение вопроса.

Фактически, официальный Ереван устами Овика Абраамяна дважды публично поднимал вопрос тарифов на газ.

«Мы же не будем жить с надеждой сто лет?»

На днях иранский министр дорог и городского развития Аббас Ахунди сделал довольно интересное заявление. Он сказал, что Иран пытается соединить северный иранский город Решт с Турцией, Арменией и Азербайджаном. «Мы разрабатываем все железные дороги из Решта в Зенджан и Тавриз. Эта железная дорога соединит города с Арменией, Турцией и Нахиджеваном»,- отметил министр. По его словам, Иран стремится расширить сеть железных дорог от Касре-Ширин в Ирак, а затем в Сирию и к Средиземному морю через Курдистан.

«В ближайшие годы начнется строительство железной дороги Иран-Армения», еще в октябре 2008 года в послании народу и Национальному собранию обещал Серж Саргсян. После отмены санкций по отношению к Ирану Тегеран начал предпринимать конкретные шаги по строительству армяно-иранской железной дороги. Об этом на днях заяви посол Исламской Республики в РА Сейед Казем Саджади. Напомним, что о перспективах строительства железной дороги Иран-Армения достойное внимания заявление сделал посол КНР в Армении Тиан Эрлу, отметив, что некоторые китайские компании заинтересованы в ее строительстве.

В январе министр транспорта и связи Гагик Бегларян провел в Тегеране переговоры, после которых заявил, что была приобретена договоренность о создании международного транспортного коридора, который свяжет Индию с Европой через территорию Ирана, Армении, Грузии и Черное море. Иранской стороне был предложен связывающий две страны новый железнодорожный путь – вместо Мегри-Вайоц дзор- Севан был представлен вариант Мегри- Вайоц дзор -Ерасх.

В феврале прошлого года были отложены сроки принятия правовых актов о внесении изменений в концессионный договор и дорожную карту, необходимых для строительства железной дороги Иран-Армения. Об этом заявил Гагик Бегларян, объяснив негативную позицию концессионера. В феврале на заседании правительства было принято решение посредством переговоров с концессионером до 30-го мая 2015-го года представить правительству РА предложения о принципах и механизмах строительства Южной железной дороги Армении. В тот день Гагик Бегларян отметил, что они надеются: «Мы же не будем жить с надеждой сто лет»,- в ответ заметил Овик Абраамян.

Реакция российской стороны на возможность строительства армяно-иранской железной дороги является весьма курьезной. В июне прошлого года глава «Российских железных дорог» Владимир Якунин заявил, что проект по созданию железнодорожного сообщения Иран-Армения не имеет никакой эффективности: «Это как прорубить в стене окно в никуда: в стену соседнего дома». Тогда как в 2014-ом году тот же Якунин в беседе с журналистами отмечал, что строительство железной дороги Иран – Армения «достаточно реалистичный проект». Но, спустя несколько месяцев после этого заявления, оценки российской стороны изменились: уже в сентябре генеральный директор ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» Виктор Ребец уже не считал невозможным строительство железной дороги Иран-Армения: «Считаю реалистичным создание железной дороги Иран-Армения. Премьер-министр РА в ближайшем будущем обсудит вопрос финансирования со своим китайским коллегой».

Официальная позиция ЗАО «ЮКЖД» за последние годы несколько раз потерпела изменения. Заинтересованность Пекина проектом строительства железной дороги Иран-Армения, по всей вероятности, вызвала интерес российской стороны, но не более.

Планы по транзиту газа

Посол Ирана в РА Мохаммад Раиси в одном из своих интервью, касаясь перспектив развития армяно-иранских отношений отметил, что считает возможным транзит иранского газа в Европу.

В начале года директор Национальной компании по экспорту газа министерства нефти Ирана Али Реза Камели заявил, что Иран и Грузия достигли предварительной договоренности по вопросу экспорта иранского газа в Грузию через территорию Армении. Камели сказал, что планируется ежегодно экспортировать в Грузию до 500 млн кубических метров газа. Высокопоставленный чиновник подчеркнул, что договоренность является долгосрочной.

Корреспондент Персидской службы Радио Азатутюн Рубик Каграман Монасян сообщил, что в Тегеране считают, что ирано-грузинская сделка позволит в большем объеме эксплуатировать армяно-иранский газопровод. «Планируется эксплуатировать газопровод Армении на полную мощность. То есть, о новом газопроводе речь пока не идет. Помимо того, что Грузия получит газ, также увеличится объем электроэнергии, поставляемой из Армении в Иран», — в беседе с Радио Азатутюн сказал Монасян.

Газопровод Иран-Армения был сдан в эксплуатацию в 2007 году. Изначально планировалось, что газопровод должен быть 1200 мм в диаметре, однако, по мнению многих, под давлением России Армения смогла построить лишь 700-миллиметровый газопровод, который при необходимом давлении может ежегодно обеспечивать максимум до 2 млрд кубометров газа, примерно столько, сколько потребляет Армения за один год. Но в июне прошлого года неожиданно стало известно, что газопровод в скором времени будет продан российской компании «Газпром», которой в предыдущие годы была продана вся компания «АрмРосгазпром». Причем, выяснилось, что предварительный договор о купле-продаже армяно-иранского газопровода был заключен как раз в год его ввода в эксплуатацию, в 2007 году, примерно на 40 млн долларов.

Если ко всему этому прибавить еще и акции протеста, проводившиеся прошлым летом на проспекте Баграмяна против повышения тарифов на газ — с весьма креативными плакатами, то можно сделать вывод: в Москве деятельностью Абраамяна, по отдельным эпизодам, мягко говоря, не в восторге.

Эмма Габриелян

Газета «Аравот»
13.09.2016г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать