«Не ведитесь на новый улучшенный облик Сталина» — так называется статья в The Times, посвященная опасному «перезапуску» ностальгии по советскому прошлому с превращением образов Ленина, Сталина и Маркса в хипстерские иконы. Статью цитирует ВВС в обзоре британской прессы.
Газета обращает внимание, что в рамках предвыборной кампании КПРФ в Госдуму был сделан «ребрендинг» не только самой партии, но и ее визуальных символов. Ленин в джинсах и хипстерской кепке с ноутбуком под мышкой под руку с девушкой с айфоном, Карл Маркс в кожаной куртке, с «Капиталом» в руке, заявляющий а-ля Шварценеггер: «Я вернусь!», — все это новые визуальные находки, призванные вызвать симпатии молодого поколения.
Но самая смешная и одновременно самая пугающая реклама в рамках этого ребрендинга, отмечает газета, — это Сталин, затягивающийся электронной сигаретой и призывающий: «Будьте в курсе, товарищи!»
Новые образы призваны показать, что коммунизм по-прежнему актуален, сексуален и крут, пишет The Times. Но они также мрачно напоминают о том, как формировалось общественное мнение при тоталитаризме.
Читайте также
Газета напоминает, что СССР и нацисты одинаково умело использовали смелые визуальные образы, чтобы высказать свою политическую точку зрения и поддерживать идеологический контроль. Яркие цвета, простые лозунги, сильные образы и, прежде всего, культ личности — современная реклама многим обязана манипулятивной пропаганде 1930-х годов.
Каноны социалистического реализма, заложенные на Съезде 1934 года, требовали, чтобы искусство было легко понятно рабочим, изображало повседневную жизнь в реалистичной манере и прежде всего поддерживала коммунистическую партию. Новые рекламные плакаты выполнены в соответствии с каждым из этих требований, преобразовывая культовые личности из коммунистического прошлого в культовые фигуры, созвучные современности.
Но, предостерегает The Times, то, что кажется смешным макияжем, это фактически последний шаг в реабилитации Сталина и ретушировании преступлений коммунизма теми, кто движим ностальгией по образности и определенности советской эпохи.
В теории, КПРФ — по-прежнему главная оппозиционная власти партия в России. Но в действительности, никто не будет более рад реабилитации образа Сталина, чем Путин.
Газета напоминает, что по последним опросам, более половины россиян сейчас считают, что Сталин сыграл «в целом положительную» роль в жизни страны. Восхищение Сталиным неуклонно растет на протяжении последних 20 лет. О мире жестокости и паранойи, который он создал, о миллионах россиян, которые погибли при его власти, теперь редко упоминают. Вместо этого, Путин сравнивает Сталина с «хитрым» Оливером Кромвелем, подчеркивает его роль в победе СССР во Второй мировой войне, и считает, что распад СССР был «геополитической катастрофой».
Путин знает, что тоска по Сталину укрепляет его собственный статус Спасителя XXI века. По его собственным словам, он намерен «восстановить связь времен, неразделимость истории» и показать непрерывную связь с титанами российской истории, пусть даже знаменитыми своими преступлениями, пусть даже царями.
Язык сталинизма, напоминает The Times, уже снова просочился в политический лексикон, со ссылками на «врагов народа» и «иностранных агентов». Коммунистические плакаты с осовремененными Лениным, Марксом и Сталиным — последнее проявление этой тенденции. Луначарский провозгласил в 1917 году, что искусство должно показывать «идеального человека». И, в соответствии с этим призывом, красивый, мускулистый Ленин маняще смотрит на новое поколение впечатлительных россиян. На его запястье дизайнерские часы, под мышкой — модный лэптоп.
Все эти картинки со Сталиным, Марксом, умело обращающимися с современными гаджетами и одетыми по сегодняшней моде, отлично передают путинскую Россию, пишет в заключении The Times. Ностальгия и романтизация советского прошлого, готовность закрывать глаза на собственные преступления, неутомимая жажда накопления материальных благ — все это упаковано в глянцевую рекламную съемку, корни которой лежат в иконографии тоталитаризма.
Осовремененный, реабилитированный, восстановленный для цифровой эпохи, прощенный, вырванный из контекста или какой-либо идеологии Сталин: в общем, он вернулся.
На снимке — разрушенный памятник Сталина в Будапеште в 1956г