Aravot.am попросил вице-премьера, министра международной экономической интеграции и реформ Армении Ваче Габриеляна прокомментировать сделанное на днях новоназначенным премьер-министром Кареном Карапетяном заявление о том, что экономика Армении находится в тяжелейшей ситуации: «Полагаю, этот тезис будет представлен более подробно. Думаю, Карен Карапетян подчеркнул, что имевшийся ресурс развития исчерпан, необходимы новые подходы, новые ресурсы для обеспечения роста в будущем, речь не о том, что не было экономического роста, что цифры не имеют отношения к реальности. Речь идет о модели экономического развития, и здесь необходимо проявить новый подход, который и будет изложен новым премьер-министром».
На наш уточняющий вопрос, и в самом деле в нашей экономике все настолько плохо, господин Габриелян ответил, что с точки зрения перспектив развития, если мы обращаемся к тому ресурсу, который существует для развития, то ситуация тяжелая.
Ваче Габриелян принимал участие в экономической конференция под названием «Армения как мост к большим рынкам». На наше замечание о то, что с каждым годом объем инвестиций снижается, и об этом Карен Карапетян тоже заявил, господин Габриелян ответил, что премьер-министр имел в виду следующее: «Необходимо привлечь много инвестиций, стать более открытыми для этого, и не думаю, что здесь имеют место какие-то противоречия, речь идет о существующей и новой модели развития. Армянский рынок никогда не был большим, чтобы только этим привлечь инвестиции и чтобы инвестиции были в целом обусловлены состоянием рынка, очень часто именно инвестиции обуславливают состояние рынка, здесь существует динамическая связь, и в данном случае мы полагаем, что если будет больше капиталовложений, то от этого ситуация на рынке улучшится, и в этом смысле главная задача это использование рынков, то есть в Республике Армения инвестиции должны быть направлены не только на маленький рынок, но также иметь перспективы развития».
На вопрос Радио Азатутюн, возможно, что причина отсутствия инвестиций в наличии монополий в разных сферах, и из-за этого бизнесменам не удается войти в ту или иную сферу, вице-премьер сказал, то существует множество объективных и субъективных причин, в том числе и определенные ситуации с монополиями, но это не законодательный вопрос: «То есть, у нас нет монополий, закрепленных законом, есть задача монопольного положения и злоупотребления им, но это уже необходимо обсудить с точки зрения госкомиссии по защите экономической конкуренции».
Читайте также
На вопрос о том, что в своем выступлении премьер-министр назвал сформировавшуюся в конкурентной среде монополию нормальным явлением, господин Габриелян сказал, что премьер имел в виду следующее: в условиях маленького рынка, возможно, будут и крупные игроки: «Если есть крупные игроки, им для производства определенного количества товаров необходимо иметь определенную производительность, большой объем, поэтому, если вы на маленьком рынке не являетесь большим игроком, то очень трудно обеспечивать экспорт, поскольку у вас нет необходимых для результативной деятельности масштабов, это экономическая теория, и он имел в виду то, что большие игроки не должны злоупотреблять своим положением. Монополию Microsoft, например, никто не обсуждает, поскольку, это наоборот, повышает производительность, когда все работают этим программным обеспечением, но Microsoft обвиняют, когда компания начинает злоупотреблять своим положением. Например, в 90-ых в результате злоупотреблений со стороны Microsoft закрылась компания Нерцкей, это было злоупотреблением, которое нанесло ущерб, но если посмотреть в целом, что все используют один и тот же товар, который существенно повышает производительность, то это не наносит никакого вреда. Полагаю, слова премьер-министра были сказаны именно в этом контексте».
Касаясь армяно-иранских отношений, в частности процесса по увеличению объемов иранского газа в Армению и его транзита в Грузию, Ваче Габриелян ответил, что ведутся постоянные работы с четырьмя странами: «Министры четырех стран встретились в Ереване, мы в этом направлении движемся вперед, но есть проблемы, связанные с инфраструктурой и мощностями. Мы сейчас строим электрическую линию в Иран и этим сможем что-то обеспечить. Только после этого может быть существенное увеличение объемов, поскольку сейчас есть определенные ограничения».