Лента новостей
Новости дня

«Я не революционер и не предводитель восстания»

04 октября,2016 13:00

Говорит член совета армяно-украинской дружбы, соучредитель и член общественно-политического объединения «Европейский выбор Армении» Торос Алексанян

– Исполнилось 25 лет со дня провозглашения независимости Армении. Знаю, что Вы довольно долго не были в Армении, но Вы были здесь в первые годы независимости.

– В первые годы независимости я был студентом, отслужил в армии, потом уехал в Украину. Я прожил там десять лет, потом на три года переехал в Россию – в Москву.

Уже год, как я вернулся в Армению.

– Помните, где вы были 25 лет назад 21 сентября?

– Я был в нашей деревне – Мартунийский район, село Гехаовит. Прекрасно помню, когда Арам Манукян зачитал Декларацию о независимости, мы все испытывали воодушевление. В деревнях звучала музыка, люди были на улицах.

Мы испытывали духовный подъем в те годы.

Мы все были уверены, что построим хорошее государство, воплотим жизнь наши национальные мечты, но, к сожалению, мы сегодня испытываем глубокое разочарование. Правда, мы хоть и де-юре считаемся независимым государством, субъектом международного права, но де-факто мы не являемся таковым.

– Известно, что в Украине Вы принимали участие и в их революции тоже.

– Во время революции 2004 года, когда Ющенко стал президентом, то есть, во время Оранжевой революции я был весьма активен, но во второй революции я участия не принимал.

У меня есть друзья, которые были увлечены идеей — положить конец советскому прошлому, авторитарному режиму, а Украина является европейским государством, должна стать частью европейской семьи.

Я испытал разочарование. Пропаганда, которая ведется по российским телеканалам и повторяется нашими телеканалами, не соответствует действительности. Мы одно должны понять: с большим трудом, но Украина станет частью Европы.

– А Армения?

– Армения находится в другом лагере, Армении не позволят. Вся проблема в том, что становление Армении как государства, ее экономическое развитие, становление демократических институтов, формирование среднего класса противоречит интересам России. Потому что в этом случае Армения выйдет из-под влияния Кремля, и нынешние власти России прекрасно понимают это.

А разговоры о том, что формируется новое правительство — правительство технократов, которое будет вести борьбу против коррупции, не соответствуют действительности, этого не может быть. Если нет системных изменений, то этого не произойдет. Он не выйдет против системы, все это пустые разговоры.

– То есть, сформировавшееся на днях правительство вы считаете пустым разговором?

– Если я говорю о системных изменениях, я не имею в виду изменения формы правления, все зависит от демократии. А демократия — это консолидация общественности вокруг защиты прав и свобод каждого представителя этого общества. Если происходит консолидация общества вокруг этой идеи, и она претворяется в жизнь, то общество становится демократическим. Есть несколько моделей: лично я являюсь сторонником европейской модели – формирования власти посредством свободных и справедливых выборов. Мы, тем не менее, народ европейский. Мы – европейцы и не надо стесняться этого. В основе европейской цивилизации лежат также ценности, созданные нашими предками.

Мы были интегрированы в Европу даже тогда, когда армяне были по ту сторону железного занавеса.

– Господин Алексанян, давайте вернемся к украинской революции. После Майдана вы не испытывали разочарования?

– Во время Майдана меня физически не было там, но я был там сердцем и душой. К сожалению, Украина сейчас топчется на месте, поскольку там проблема в криминально-олигархическом режиме – сформировавшемся и состоявшемся. Поэтому такие страны как Грузия и Молдова легче проходят этап европейской интеграции. Но когда государство выбирает именно этот путь, под давлением европейский демократии режим рано или поздно отступает. Украина встанет на ноги. Это будет заразительным и для российского общества, поскольку у украинской и российской общественности много чего общего, больше половины населения Украины являются русскоязычными. Сегодня я общаюсь со своими украинскими друзьями и могу сказать, что там русскоязычные – самая антироссийская часть населения.

– А что скажете об армянской общине?

– Там живет свыше 300 тысяч армян, армянская община – это средний класс. Большинство – индивидуальные предприниматели, новое поколение не имеет никаких языковых барьеров. Но те проблемы, которые есть в России, есть и здесь тоже. Наши соотечественники – новое поколение ассимилируется, забывает родной язык, отрывается от своих корней. Прожив в Москве, в Украине, могу сказать, что разница очень большая. Отношение украинского общества к армянам более благосклонное, а в Москве существует дискриминация.

– Проводя параллели с украинцами, Вы с терпимостью говорите – те же самые проблемы, а о тех, которые наши – с разочарованием. Почему? 

– Я считаю, что вопрос сохранения армянства решает только Республика Армения. Мы рано или поздно потеряем Диаспору. Сейчас уже западноармянский язык находится в списке вымирающих языков. Диаспора, сформировавшаяся вследствие Геноцида, уже не говорит на этом языке, однажды люди забудут и о том, что их предки были армянами. Вторую волну эмигрировавших в годы независимости Армении тоже ждет ассимиляция. По примеру армянской диаспоры в Украине могу сказать, что я очень недоволен, все очень неорганизованно. Проблема в том, что наша элита, главы общины — это люди состоятельные и с криминальным прошлым. Представляете, если в общине возникают какие-то проблемы, то нужно обращаться к «вору в законе» — армянину по национальности, то есть обращаться к криминальному миру, и община превращается в криминальную структуру.

– Господин Алексанян, Вы осуществляете активную деятельность, встречаетесь с представителями политических кругов. Видите ли Вы какие-либо возможности, политических лидеров, способных обеспечить изменения, а не очередное разочарование?

– Мы уже прошли обратный путь. Самостоятельно освободить нашу страну, организовать восстание, революцию, по-моему, мы не в состоянии. Шансов нет, мы обречены. Единственным спасением будут геополитические изменения в результате свержения путинского режима. На самом деле партии – АНК, «Альянс», «Гражданский договор» в классическом смысле не являются партиям, это проекты КГБ, ведущие борьбу за власть, они не представляют интересы народа. Конечно, политические лидеры давно уже устарели, или они должны уйти, или должна произойти люстрация.

– Можем констатировать, что сегодняшняя политическая элита, по Вашему мнению, действует сообразно «изменению ситуации»?

– Я не революционер и не предводитель восстания. Моя миссия в том, чтобы подготовить народ к борьбе со стереотипами, я верю, что московский режим будет свергнут. Будем ли мы готовы к тому, чтобы иметь независимое государство? У меня нет других возможностей, пока что я эти вопросы поднимаю в социальных сетях. Политическая элита, если не все, то большинство – люди, сотрудничающие с российскими спецслужбами. Как ни странно, интересы нашей политической элиты противоречат интересам армянской государственности. Мы примем участие в выборах 2017 года. Мы должны создать группу из людей, не замаравших себя в годы сотрудничества с режимом, людей со здравым умом, которые, как только наступит «геополитический момент», смогут взять власть в свои руки.

Беседу вела Рузан Минасян

Газета «Аравот»
21.09.2016г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать