Налоговый кодекс нужен для того, чтобы получать новые кредиты и обеспечить исполнение бюджета
Вчера в парламенте стартовали обсуждения Налогового кодекса — во втором чтении. Стоит отметить, что важнейший для страны проект обсуждался в полупустом зале, изъявили желание выступить 5-6 депутатов. У этого документа весьма интересная история. Еще в июне проект Налогового кодекса в двух разных вариантах был представлен для обсуждений в парламенте и правительстве. Выяснилось, что одобренный правительством документ отличается от направленного в парламент проекта. Об этом премьер-министра проинформировали представители средних и малых предприятий, при участии которых в налоговом совете до этого был утвержден совсем другой проект.
Комитет государственных доходов, по сути, ввел в оборот не тот проект, который был согласован заранее, а документ, который нарушает права ряда хозяйствующих субъектов. Премьер-министр поручил провести дополнительное обсуждение при участии заинтересованных ведомств, а результаты представить правительству. Кстати, проект, о котором идет речь, в комиссии НС по экономическим вопросам также был враждебно принят, особенно депутатами из фракции правящей партии. В результате приобретенного взаимного соглашения документ был принят в первом чтении. В ходе второго чтения замглавы комитета государственных доходов Вахтанг Мирумян сказал, что они обсудили все спорные вопросы, были учтены также вопросы, поднятые бизнесменами. Было предложено 1300 изменений. В частности, в новых изменениях в закон предлагается при заработной плате в размере 120–150 тысяч драмов снизить подоходный налог с ныне действующих 24,4 и 26% до 23%. 28%-й подоходный налог будет применяться при зарплатах от 150 тысяч до 2 млн драмов. При зарплатах свыше 2 млн драмов предполагается подоходный налог уже в размере 36%. Получающие зарплату до 280 тысяч драмов (около 550 тыс. граждан или 89,8 процентов наемных работников) сэкономят на подоходном налоге. При зарплате выше отмеченной суммы подоходный налог повысится . Согласно документу, представленном в первом чтении – на 4,3 процента, а в дополненном – на 1.72.
В соответствии с новым законопроектом Налогового кодекса, порог НДС вернется к прежней отметке: в первом чтении говорилось о 40 млн. драмов. По сравнению с изначальным вариантом порог налога с оборота повышен до 58 млн драмов: «Всем известно, что повышение этого порога изначально было временным. Факты говорят о том, что изменения не послужили поставленной перед нами цели, более того, они стали препятствием для деятельности малых хозяйствующих субъектов, малых и средних предприятий с точки зрения конкурентных условий. Дивиденды не будут облагаться налогом на прибыль, если будут вкладываться обратно в оборот предприятия. В итоге обсуждений с представителями строительных компаний нового законопроекта они поняли, что существуют коррупционные риски, и действующий порядок оставляют без изменений. В налоговом законодательстве значительно снижаются штрафы за несвоевременные выплаты налогов. В действующем законе пени начисляются в размере 0,15% от налоговой задолженности, за каждый день просрочки, до 365 дней, а теперь предлагается их снизить до 0,075%, то есть вдвое.
Читайте также
Правительство считает, что вполне возможно налогоплательщик дисциплинирован, но не успел совершить оплату по какой-то причине, и поэтому не стоит притеснять его, дать возможность продолжать свою деятельность, а не закрывать бизнес. Что касается акцизов, то для алкогольных напитков и табачных изделий ожидается повышение специфической ставки на 15 процентов. В окончательном варианте было решено оставить специфическую ставку на уровне 15 процентов, но адвалорная ставка акциза не должна будет превышать 15%, а специфические (фиксированные) ставки могут расти в год на 15%, но в равной степени для местных производителей и импортеров, что создаст равные условия на рынке».
Но облегчение налогового бремени, на которое указывает правительство, оппозиционные деятели не считают обоснованным. Бывший премьер-министр Грант Багратян заявил, что он проголосует против документа, поскольку Армения будет продолжать оставаться одной из стран с самым высоким налоговым бременем. Свое негативное отношение к документу выразили также Теван Погосян и Заруи Постанджян, заявив, что для бизнесменов не создаются равные условия. Хачатур Кокобелян тоже среди тех деятелей, которым изменения не по душе, по его словам, несмотря на внесенные изменения, мы снова будем вынуждены выбирать между плохим и худшим. Для Александра Арзуманяна неясен подход к закону и с иной точки зрения тоже: у нас новый премьер-министр, новое правительство, определенное видение, но программы пока нет: «Насколько данный кодекс будет соответствовать философии новой программы? Будет ли данная налоговая политика служить осуществлению программы нового правительства?»,- задается вопросом Арзуманян.
В беседе с «Аравот» депутат от фракции РПА, член парламентской комиссии по экономическим вопросам Гарегин Нушикян согласился с замечанием Александра Арзуманяна. Кстати, здесь есть и другая задача: отмечается, что есть ряд обязательств перед международными организациями с точки зрения принятия нового кодекса за определенный период времени. «Проблемы, о которых вы говорите, существуют, но есть и другая проблема – нехватка времени»,- отметил Гарегин Нушикян, добавив, что основные вопросы согласованы, а по остальным поправки будут сделаны во втором и третьем чтении. По его словам, останутся вопросы, которые будут согласованы в процессе. На наш уточняющий вопрос, что он подразумевал, когда говорил, что нет времени и кто нас ограничивает в этом вопросе, наш собеседник ответил: «Есть определенные обязательства, задачи, дефицит бюджета, который необходимо заполнить в установленном законом порядке за счет кредитных ресурсов. Необходимо быстро решить этот вопрос. Этим и обусловлена нехватка времени». По словам депутата, в новом правительстве отлично знают о том, как происходят обсуждения, какой имеется резонанс, для них тоже это неприятно, но: «Может быть и намного хуже. А это нам нужно? Нам необходимо время для того, чтобы решить определенные вопросы».
А каком именно давлении со стороны международных организаций идет речь, какие крайние сроки существуют для принятия Налогового кодекса? Вахтанг Мирумян сказал, что о давлении не может быть и речи, речь о консультациях с международными организациями: «Доходы нашего бюджета беспокоят не только международные организации, они, в первую очередь, беспокоят нас».
В ходе обсуждений проекта в первом чтении Гарегин Нушикян заявил, что документ ограничивает деятельность бизнеса. Сейчас наш собеседник отмечает: «По части управления есть вопросы, которые необходимо обсудить. Было бы правильнее сохранить порог налога с оборота, но здесь правительство приводит объективные причины. По части подоходного налога удалось договориться. Налогообложение дивидендов является нежелательным, но есть страны, которые облагают, а есть такие, которые не облагают. Как представитель бизнеса я не считаю этот налог хорошим видом налога, но исходя из того, в какой ситуации находится страна… Знаете, давайте оставим в стороне все, что было раньше. У нас есть факт, необходимы решения. Завтра будут другие задачи – обслуживание внешнего долга и так далее».
Вместе с этим Гарегин Нушикян связывает надежды с новым правительством, говорит, открылись новые возможности. Наш собеседник положительно относится к новым назначениям, со всеми знаком: это люди, которых беспокоит будущее нашей страны. Он надеется, что к вопросам, связанным с коррупцией и «тенью» будет проявлен «иной подход»: «Есть возможность, мы должны постараться, должны помочь. Если сейчас говорить только о плохом, то ничего не получится. Мы должны войти в процесс, чтобы появился шанс на успех».
Нелли Григорян
газета «Аравот» 29.08.2016г.