Стамбульский журналист армянского происхождения, член Ассоциации по правам человека Турции Грант Гаспарян «раскрывает кавычки»
В связи с принятой парламентом Германии резолюцией по Геноциду армян Патриарх Константинопольский, архиепископ Арам Атешян в июне направил письмо президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану, в котором, в частности, отметил: «Решение, которое Бундестаг вынес в отношении имевших место во время Первой мировой войны трагических событий, вызвало сожаление нашего народа».
В беседе с «Аравот» стамбульский журналист армянского происхождения, член Ассоциации по правам человека Турции Грант Гаспарян отметил, что армянская община Стамбула не разделяет точку зрения Атешяна. По его словам, его поведение армянская община считает недопустимым, а письмо – позорным. Грант Гаспарян в те дни был в Ереване, но следил за процессами в Стамбуле и знает, как к нему отнеслась армянская община. Журналист перевел все статьи, опубликованные в армянской прессе и перепечатал их в турецкой. В частности, в турецкой газете «Тараф» было опубликовано выступление депутата НС РА Арагаца Ахояна. Журналист констатирует: «После публикаций, особенно в газетах «Акос» и «Тараф», позиция армянской общины начала отличаться от позиции Константинопольской патриархии, они начали выражать свое беспокойство. Совет попечителей армянских организаций Стамбула под названием Вадип, созвал встречу, они хотели распространить новое заявление о том, что не согласны с автором печально известного письма Эрдогану. Позже религиозный совет заявил о том, что они тоже не согласны с Атешяном, и он в письме Эрдогану выразил свое личное мнение».
Грант Гаспарян добавил, что даже была сделана попытка смягчить заявление светских кругов, но армянская община довольно жестко отреагировала на шаг патриархии, и этому способствовала реакция из Еревана, пресса и тот факт, что мы объективно представили все в турецкой прессе.
Читайте также
На наше замечание о том, что Арам Атешян не мог поступить по-другому по известным причинам, и в Турции все намного труднее, чем в армянских общинах других стран, Грант Гаспарян ответил: «Мы – одна нация, Геноцид армян – наше общее прошлое, и никто не может интерпретировать исторические события так, как ему угодно. Подобные духовные лидеры у нас были и в период Османской империи, но были и другие патриархи, например патриарх Шнорк… То есть были патриархи, смело выражавшиеся касательно этого вопроса, поэтому я не разделяю это мнение. И если есть такие люди, которые искажают исторические факты, то они должны уйти с занимаемых постов».
Мы поинтересовались, изменились ли существующие в турецком обществе стереотипы, мышление. Наш собеседник ответил, что особенно после убийства Гранта Динка люди могли свободнее выражать свои мысли, организовывать акции протеста на центральных улицах Стамбула, в Измире, Анкаре.
На вопрос, есть ли университетские круги с передовым мышлением, готовые столкнуться лицом к лицу со своим прошлым, Грант Гаспарян ответил, что свобода, которая имела место 5-6 лет назад, сейчас уступает: говорить о свободе университетских кругов сейчас невозможно, поскольку сегодня в Турции есть арестованные академики. Средства массовой информации, все находятся под тотальным контролем.
На наш вопрос, как он относится к тому факту, что в Стамбуле есть музей, посвященный журналистам, Гаспарян ответил, что вряд ли посетители этого музея узнают, что первую газету в Османской империи издавали армяне, но после 2010 года фотографии Гранта Динка появились рядом с фотографиями других погибших журналистов.
Гоар Акопян
Стамбул-Ереван, фото — автора
«Аравот» газета 30.09.2016г.