Уже бывший глава аппарата президента Армении Виген Саргсян указом президента был назначен на пост министра обороны. Таким образом, Серж Саргсян берет оборонный сектор под свой каждодневный контроль.
Оборонное ведомство снова возглавит гражданское лицо. Возможно, это многим может и не понравиться, но данный факт является скорее естественным, чем необычным. Во-первых, министр больше не имеет полномочий в сфере непосредственного управления войсками, это предполагает, что среди обязательных для министра обороны требований не будет требования о военном образовании и военной карьере. В данной сфере уже есть четкое разъединение: ответственность за выполнение функций вооруженных сил несет Генштаб, а министерство несет ответственность за обеспечение обороны, развитие и военную готовность Вооруженных сил.
Второе: должность министра сама по себе – политическая, и профессиональное образование, карьера не являются обязательными. Более того, за всю истории Армении гражданские лица – Вазген Саргсян, Вазген Манукян и действующий президент Серж Саргсян намного дольше занимали эту должность, чем профессиональные военные (Вагаршак Арутюнян, Микаел Арутюнян, Сейран Оганян), при этом, результаты деятельности первых видны и ощутимы, начиная с успехов в ходе военных действий до реформ в Вооруженных силах, поэтому в назначении Вигена Саргсяна нет ничего необычного.
Проблема в другом: Виген Саргсян – политический деятель в классическом смысле этого слова. Он, хоть и является государственным деятелем с многолетним опытом, с огромным влиянием в системе управления страны, но, тем не менее, он никогда не занимался публичной политической деятельностью и всегда был технократом. Следовательно, нужно констатировать, что его командируют в оборонную сферу от имени Сержа Саргсяна — для осуществления технического управления. Виген Саргсян, по всей видимости, не будет иметь права самостоятельно принимать решения, как его предшественники. Но вместо этого у него будет свобода и широкое поле деятельности: выявив проблемы в оборонной сфере, он об этом сможет сразу же доложить президенту и предложить решения.
Читайте также
Было бы неправильно полагать, что уже бывший министр был ограничен в своих действиях. Но вопрос в том, что Сейран Оганян, хоть и является своим человеком в системе и отлично осведомлен об имеющихся проблемах, пользуется авторитетом в армии и среди высокопоставленных военных, но, тем не менее, он со многими из своих подчиненных прошел путь, в том числе и на поле боя, поэтому по части кадровых решений и наказаний он был скован в действиях.
Виген Саргсян не является частью системы, следовательно, его не ограничивают связи прошлого, что дает ему свободу действий. Вероятно, учитывая этот факт, Серж Саргсян, отлично осведомленный о существующих проблемах, командирует туда одного из своих приближенных с надеждой, что удастся завершить реформы в оборонной сфере.
Мотивы решения Сержа Саргсяна – взять под свой личный контроль оборонную сферу, легко объяснить: сейчас, когда высок риск возобновления военных действий, эффективное управление армией является гарантией безопасности страны. С другой стороны, в переходный для конституционных изменений период, когда в повестке дня находится вопрос трансформации системы государственного управления, Серж Саргсян поставил перед собой цель – придать содержание инициированным еще десять лет назад реформам, которые предполагают четкое дифференцирование полномочий министерства и Генерального штаба.
Решение этих задач является важным особенно в контексте избирательных процессов, в ходе которых, по всей вероятности, вопросы безопасности и боеспособности армии станут ключевыми темами.
И вполне естественно, что с целью решения этих проблем Серж Саргсян должен был предпринять оптимальные шаги, каким и является назначение Вигена Саргсяна на должность министра обороны. С одной стороны он является профессиональным государственным деятелем, у которого большой опыт управления масштабными проектами. К тому же Виген Саргсян долгое время работал рядом с Сержем Саргсяном, когда он был министром обороны, потом – президентом, владеет тонкостями управления в государственной системе, в том числе и в Вооруженных силах, а с другой стороны проявляет профессиональный подход, и до сих пор у него не было политических амбиций. Серж Саргсян, по всей вероятности уверен, что Виген Саргсян постарается избежать вмешательства в дела Генштаба, использует свой опыт и навыки для выполнения поставленных перед министерством задач, и, что самое главное, обеспечит эффективную связь между оборонной сферой и верховным главнокомандующим.
А. Манасян
«Аравот» 04.10.2016