Порой мне приходится читать о недовольстве оппозиционных деятелей и публицистов по поводу того, что избиратели руководствуются своими интересами. Возникает вопрос: а чем еще они должны руководствоваться, может, вашими интересами? Речь идет, конечно, о том, что граждане во время выборов берут деньги, а также «проталкивают вперед» свой бизнес, или же соблазняются тем, что кто-то из семейства получает «небольшую» должность. Какова же альтернатива этим интересам? Светлое будущее, которое обещает оппозиция, опираясь на свои личные достоинства? Если это их не соблазняет, значит, для избирателей (а также, кстати, часто и для оппозиционных членов комиссий) перспектива светлого будущего менее убедительна, чем «готовые» блага.
Конечно, можно в нравоучительной манере предать этих граждан порицанию, но закономерности жизни от этого не изменятся. Вам могут не нравиться силы притяжения, но от этого вашего неприятия законы физики не изменятся, они действуют независимо от нашей воли.
Обществоведческий закон – это именно то, что люди в Армении, Эфиопии, Соединенных Штатах, Гренландии руководствуются интересами. Эти интересы, конечно же, могут быть и нематериальными: человеческое достоинство, процветание и безопасность общины или государства, полезность людей и так далее. «Иерархия» интересов определяется несколькими факторами: личными и общественными, в том числе и «режимом». Однако под любимым словом оппозиции надо понимать всю политическую систему, а не только поведение властей.
Говорят, что партии, показавшие хорошие результаты во время последних местных выборов, имели определенные теневые договоренности. Предположим, это так. А разве исключается, что между Клинтон и Трампом, а также республиканцами и демократами США (ожидаются выборы конгрессменов) тоже имеются подобные договоренности? Они всегда отражают реальное распределение сил на данный момент.
Читайте также
В Гюмри и Ванадзоре распределение сил было таким, что партии были вынуждены договориться. Что лучше, когда всем заправляет одна партия, или когда 3 или 4 партии, независимо от того, насколько они «искренне оппозиционны», вступают между собой в диалог? Сумеют договориться три партии в Ванадзоре вокруг поддержки оппозиционного кандидата в мэры – прекрасно. Не договорятся, все равно точка возврата уже пройдена: мэр-республиканец больше не сможет принимать решения единолично. Таково соотношение интересов. Ничего хорошего или плохого в интересах нет. Это что-то наподобие гравитации.
АРАМ АБРААМЯН