Еще в феврале 2015 года, всего месяц спустя после того, как был официально дан старт Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), чрезвычайный и полномочный посол Российской федерации в Китайской Народной Республике Андрей Денисов объявил о намерении сторон создать зону свободной торговли.
И Россия и Китай в евразийском регионе являются более активными сторонниками интеграции, однако, обе страны имеют свои собственные представления об интеграции. Если в случае с Россией процессы интеграции распространяются в контексте ЕАЭС, то Китай с 2013 года придерживается выдвинутой президентом доктрине Шелкового пути. В обоих случаях целью выступает углубление экономической взаимозависимости и взаимосвязанности в пользу экономических и геополитических интересов стран Евразийского региона. В данном контексте хотя бы с одной точки зрения эти две программы совпадают, и оптимальным сценарием для дальнейшего развития событий становится заключение соглашения о зоне свободной торговли.
ЕАЭС и Китай
ЕАЭС и Китай с точки зрения географического положения соседние и взаимосвязанные регионы и между обеими сторонами исторически сформировались стабильные и тесные торговые связи. Ниже приведена таблица, на которой отражены доли от общего объема экспорта стран-членов Евразийского экономического союза в Китай.
Читайте также
Как видно на таблице, в течение последних лет из всех стран-членов ЕАЭС только у Армении зафиксирован продолжительный рост объемов экспорта в Китай. В этой ситуации, кажется, что соглашение о свободной зоне торговли станет тем самым механизмом, при помощи которого можно увеличить объемы экспорта из Армении и решить ряд экономических задач. Однако, эти цифры также могут быть обманчивыми, так как рост доли экспорта в Китай зарегистрирован не за счет абсолютного прироста экспорта, а за счет резкого сокращения экспорта в другие страны. Дело в том, что из-за спада Российской экономики и девальвации рубля было зарегистрировано резкое сокращение экспорта из Армении в Россию. И в этих условиях удельный вес Китая резко возрос, в то время как в абсолютном выражении экспорт 2014 года сократился с 414 миллионов долларов, достигнув в 2015 году 315 миллионов долларов.
Параллельно с этим, углубляется также товарная однородность экспорта из Армении в Китай. В 2015 году 99,36% экспортных поставок обеспечили руда, шлак и золото. Данная отрасль является одной из имеющих малую добавочную стоимость в добывающей промышленности, поэтому не реалистично ожидать, что можно получить существенную прибыль за счет увеличения экспорта этой группы товаров и обеспечить дополнительные поступления в бюджет. Кроме того, увеличение производства подобных товаров может вызвать серьезные опасения с точки зрения ущерба окружающей среде.
В то же время, в структуре экспортируемых товаров из Армении остаются доминирующими: продукты питания и сельскохозяйственное сырье (28,56%), минеральные вещества (27,1%) и драгоценные камни и металлы (20,4%). Во всех этих отраслях на мировом рынке Китай является одним из главным, и принимая во внимание низкий уровень развития транспортной инфраструктуры Китай-Армения, можно со справедливостью отметить, что соглашение о зоне свободной торговли ЕАЭС-Китай вряд ли сможет помочь отечественным производителям выйти на китайский рынок.
Параллельно с этим в последние годы во всех странах-членов ЕАЭС растет доля импорта в Китай. Дешевые китайские товары с легкостью вытесняют отечественного производителя с внутреннего рынка, тем самым причиняя вред отечественному производству. В Армении также стабильны объемы импорта из Китая, которые в отличие от товарной структуры экспорта, весьма разнообразны. Следовательно, вероятно, что в случае заключения соглашения о свободной торговле ряд производителей китайских товаров начнут вытеснять с рынка местных производителей.
Прогресс интеграции или экономический регресс?
В данных условиях возникает вопрос — вытекает ли обнуление таможенных пошлин из интересов стран-членов ЕАЭС? Ошибочно будет предполагать, что соглашение о свободной торговле будет способствовать росту экспорта из Армении и обеспечит создание новых рабочих мест. Наоборот, скорее всего, дешевые китайские товары, которые являются наиболее конкурентоспособными на мировом рынке, смогут с легкостью вытеснить производителей с рынка и еще больше повысить уровень безработицы.
Не уместным будет рассматривать в этом контексте пример с ЕС. ЕС является крупнейшим торговым партнером Китая, а Китай является вторым по величине партнером ЕС. Не смотря на то обстоятельство, что ЕС имеет относительно стабильную экономику и значительные конкурентные преимущества во внешней торговле, Еврокомиссия постоянно переносит заключение соглашения о свободной торговле, защищая тем самым общий рынок от притока китайских товаров и вытекающих из этого негативных экономических последствий. По крайней мере, на нынешнем уровне экономического развития было бы не плохо последовать примеру ЕС.
И Армения и все страны-члены ЕАЭС должны в первую очередь сосредоточить свое внимание на повышении в своих странах конкурентоспособности национальных экономик и на содействии своих национальных производителей , так как от углубления процесса интеграции в выигрыше могут оказаться только те страны , которые являются весьма конкурентоспособными и имеют стабильную национальную экономику.
Андраник Манукян
«Союз Информированных Граждан»