Маленькие нюансы большой игры
В ближайшие дни состоится визит сопредседателей Минской Группы ОБСЕ в регион. Российский сопредседатель Игорь Попов на днях в интервью азербайджанскому агентству АПА заявил, что они намерены рассмотреть ход реализации договоренностей, достигнутых на венском и санкт-петербургском саммитах, направленных на стабилизацию ситуации в зоне конфликта.
Тот факт, что сопредседатели решительно настроены в вопросе реализации договоренностей, достигнутых на венском и санкт-петербургском саммитах, конечно же, факт положительный. Если речь идет о внедрении механизмов расследования приграничных инцидентов, то это однозначно исходит из интересов армянской стороны. Тогда как то же самое нельзя сказать об азербайджанской стороне, которая последовательно доказывает, что Баку выступает против применения этих механизмов.
Следовательно, жесткая позиция сопредседателей только поможет делу. С этой точки зрения можно понять причины весьма нервных оценок, звучащих сегодня из Баку. Пессимистичные заявления, звучащие то из США, то из России касательно ожиданий в карабахском урегулировании являются дополнительным инструментом для того, чтобы на данном этапе посредники потребовали от Алиева выполнить хотя бы приобретенные договоренности, что не входит в «планы» Алиева. Именно в этом причина того, что он решил перед визитом сопредседателей «великодушно» даровать «автономию» Карабаху и преподнести это как «уступку» Баку.
Читайте также
Примечательно и то, что российский сопредседатель подчеркнул, что карабахскую проблему необходимо рассматривать комплексно, и любые попытки дать предпочтение отдельным элементам, ни к чему не приведут. «Мы неоднократно высказывались на тему возвращения территорий вокруг Нагорного Карабаха. Эту проблему надо рассматривать комплексно вместе с другими элементами урегулирования, включая решение статусных вопросов Карабаха, возвращение всех беженцев, сохранение коридора, связывающего Нагорный Карабах с Арменией, проведение миротворческой операции. Процесс урегулирования — это единый пакет, и любые попытки вычленить из него отдельные элементы, которым та или иная сторона отдает предпочтение, — контрпродуктивны»,- отметил Попов. Это тоже месседж в ответ на заявления Баку, не имеющие ничего общего с содержанием и философией урегулирования. Если попытаться обобщить, то можно констатировать, что в ходе предстоящего визита в регион сопредседатели попытаются понять, как выполнил «домашнее задание» Алиев. Без выполнения договоренностей Серж Саргсян вряд ли согласится на продолжение переговоров, следовательно, на данном этапе посредники довольно требовательны. Не стоит забывать сделанное Алиевым недавно заявление: «За закрытыми дверями на нас оказывают давление, чтобы мы дали свое согласие на признание независимости Карабаха». То есть после встреч в Вене и в Санкт-Петербурге кроме договоренностей на счет технических вопросов есть определенные ожидания и касательно существенных вопросов, ответы на которые Алиев давать не спешит.
Следовательно, предстоящий визит сопредседателей можно считать одним из важных с точки зрения обеспечения непрерывности и будущего переговорного процесса. Они, в первую очередь, должны ознакомиться с процессом осуществления договоренностей касательно стабилизации ситуации в зоне конфликта, военной обстановкой, а также попытаются получить от Алиева конкретные ответы. Однако в интервью Попова есть и другая достойная внимания часть: касаясь состоявшейся в начале октября в Москве встречи сопредседателей, Попов заявил, что на встрече в МИД РФ детально обсуждались результаты встреч в Вене и в Санкт-Петербурге, добавив, что Сергей Лавров проинформировал коллег о самостоятельных посреднических усилиях России, поделился оценками его бесед по карабахской проблематике в Ереване и Баку. «Американский и французский сопредседатели подтвердили подходы своих стран к вопросам урегулирования, отражающие коллективную позицию «тройки»,- отметил Попов.
Если азербайджанские СМИ не исказили слова Попова, то можно констатировать, что на уровне российского сопредседателя было заявлено о «самостоятельных посреднических усилиях России», по поводу которых в Москве были проведены обсуждения с американским и французским сопредседателями, и российская сторона поделилась оценками бесед по карабахской проблематике в Ереване и Баку.
Если «самостоятельные усилия» Москвы помещаются в контекст встреч в Вене и Санкт-Петербурге, то это, несомненно, положительный факт. Но если эти «самостоятельные усилия» касаются того же, о чем недавно в ПАСЕ заявлял глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу — что «Россия выступила с довольно разумными предложениями, и обсуждается освобождение пяти оккупированных районов Азербайджана», то в этом случае есть повод серьезно задуматься.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»
20.10.2016г