Беларусь, Казахстан и Россия представляли создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) как «исторический момент». Насколько это поистине исторический момент, и может ли Евразийский экономический союз стать таким же, как Европейский Союз?
Считаем должым еще раз провести параллели между ЕС и ЕАЭС.
Экономическая мощь
Население Евразийского экономического союза приблизительно 179 млн, валовой внутренний продукт (ВВП) составляет 1,9 трлн долларов США. В то время, как население Европейского Союза 510,1 млн человек, а ВВП — 16,2 трлн. Первый состоит из 5, а второй из 28 государств-членов.
Читайте также
Грубо говоря, ЕС, имея население в 3 раза больше, чем Евразийский экономический союз, дает в 8,5 раза больше валового внутреннего продукта. Следовательно, в среднем ВВП на душу населения по ЕС значительно (более чем в 3 раза) больше, чем в ЕАЭС. Средний показатель ВВП на душу населения по ЕС в 2015 году составил 34.860 долларов.
В случае со странам-членами ЕАЭС соответствующие показатели совершенно различные. Показатель ВВП на душу населения самых богатых государств-членов ЕАЭС (Россия и Казахстан) в 2015 году был существенно ниже, чем показатель ВВП самого бедного государства-члена ЕС – Румынии. Бесмысленно говорить про имеюшее самый низкий показатель ВВП на душу населения государство-член ЕАЭС Киргизию, так как ВВП на душу населения составляет 995 долларов.
Следовательно, как с точки зрения общего экономического потенциала, так и с точки зрения экономического положения населения стран-членов, ЕАЭС очень далек от ЕС.
Внешняя экономическая интеграция как стандарт
Одним из наиболее главых показателей важности любого экономического союза – желание других стран присоединиться к этой организации. Хотя, лидеры Евразийского экономического союза в своих целях и упоминают о развитии интеграционных процессов при участии Китая, Индии, Ирана, СНГ, «БРИКС» и друхих заинтересованных государств и систем интеграции, оданко, только Таджикистан изъявил желание присоединиться к Евразийскому экономическому союзу.
В то время, как число стран, желающих вступить в ЕС значительно больше, включая Македонию, Черногорию, Сербию, Албанию, Турцию, Украину, Грузию и Молдову. И до тех пор, пока ЕС не имеет желания на расширение (принимая во внимание уже достаточное количество стран-членов), ЕАЭС был бы рад увидеть в своем составе еще несколько региональных стран (даже «с тонущей» экономикой). Более того, всемирной экономической интеграции и торговли ЕАЭС препятствуют разногласия России с ЕС.
Аналогичная картина также и в случае с зонами свободной торговли. Если Евразийский экономический союз имеет зону свободной торговли только с Вьетнамом, то ЕС имеет свободную торговлю с рядом европейских и неевропейских стран: Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн, Исландия, Молдова, Тунис, Турция и около 3 десятков других стран.
Армения также могла быть в списке этих стран, если бы в 2013 году президент Армении Серж Саргсян, вместо ЕС, вдруг не решил бы присоединиться к экономическому союзу России, Беларуси и Казахстана.
Экономическая асимметрия или внутренняя интеграция
Львиная доля ВВП, а именно 1,9 трлн долларов, в ЕАЭС принадлежит России, что составляет 1,6 трлн. долларов, то есть 84,2 процента. В то время как в случае с ЕС, подобных показателей нет. В 2015 году 5 крупнейших экономик ЕС (Германия, Великобритания, Франция, Италия и Испания) вместе составили 67,6 процента валового внутреннего продукта стран Европейского Союза. Следовательно, ни одна конкретная страна не имеет абсолютного экономического доминирования в ЕС. Это также укрепляет потенциал дипломатических учреждений стран ЕС для прихода к взаимовыгодным выводам, не допуская того, чтобы какая-либо страна не стала единоличным хозяином положения (как в случае с Евразийским экономическим союзом — Россия).
То обстоятельство, что Россия хочет стать единоличным хозяином положения, препятствует здоровой внутренней интеграции между странами-членами ЕС, ставя на стол жертвоприношения интересы маленьких стран, в частности Армению. Такая асимметрия рано или поздно приведет к экономической катастрофе, или к распаду Союза.
Перспективы
Таким образом, с точки зрения как внутренней, так и внешней интеграции, а также экономической мощи, ЕАЭС — недоразвитая организация с туманной перспективой, которая сосредоточена на развитие сотрудничества с менее развитыми странами Средней Азии, Востока и Дальнего Востока.
Анна Памбухчян
«Союз информированых граждан»