Лента новостей
Новости дня

Турция не желает брать на себя моральную ответственность: фото

05 ноября,2016 21:23

По словам Агаси Енокяна, Турция не желает признавать Геноцид, поскольку признание стало бы моральной гарантией того, что события не повторятся

Начать с тех вопросов, по которым можно найти общие интересы

В ходе двухдневного семинара на тему  «Нормализация отношений Армения-Турция: вызовы и перспективы», организованного общественной организацией «Гражданское соглашение» совместно с посольством Великобритании в Армении выступил конфликтолог, выпускник Школы права и дипломатии имени Флетчера Артак Аюнц, коснувшись таких тем как трансформация конфликтов, подходы к миротворчеству, искусство переговоров, разрешение конфликтов и основы миротворчества, усилия гражданского общества, направленные на миротворчество в контексте отношений Армения-Турция. Аюнц, так же, как и выступившие ранее участники семинара подчеркнул, что необходимо раздельно рассматривать нормализацию отношений Армения-Турция и армяно-турецких отношений: «Если мы говорим об отношениях Армения-Турция, то имеем в виду их нормализацию,  а когда говорим об армяно-турецких отношениях, то  здесь речь идет о примирении, а это более длительный процесс.  Для этого, возможно, потребуются десятилетия, и после того, как стороны найдут решения по определенным вопросам, смогут приступить также к решению более серьезных проблем, например Геноцида армян. Представляется ли возможным внесение изменений в отношения Армения-Турция по некоторым вопросам, или же невозможно что-либо сделать, пока есть вопрос Геноцида армян, то есть до тех пор, пока Турция не признала Геноцид армян отношения Армения-Турция не могут быть урегулированы? Полагаю, что возможно, но это не означает, что вопрос Геноцида не важен, просто, если начать переговоры с вопроса, касательно которого стороны имеют  кардинально разный подход, как на государственном уровне, так и в обществе, то будет весьма сложно достичь прогресса. Поэтому нужно начать с тех вопросов, по которым возможно найти общие интересы».

Артак Аюнц, анализируя историю отношений Армения-Турция как дипломатических, так и неофициальных, а также этап, на котором обсуждались протоколы Армения-Турция, отметил, что стороны всегда пытались сделать так, чтобы, по крайней мере, на счет вопросов, которые не являются болезненными обеспечить определенные решения, начать доверительный диалог, который, в свою очередь, позволит достичь согласия по более сложным вопросам.

Швейцарское посредничество осуществлялось на высоком профессиональном уровне

Касаясь протоколов Армения-Турция Артак Аюнц напомнил, что еще тогда были люди, которые имели сомнения и утверждали, что невозможно нормализовать отношения Армении и Турции, если нет прогресса в карабахском урегулировании: если нет ни слова о Карабахе, значит, это не реалистичный процесс, а лишь имитация: «К счастью или к сожалению, эти люди оказались правы, поскольку, несмотря на то, что турецкая сторона не настаивала на том, что карабахский вопрос является предусловием, а армянская сторона не твердила, что предусловием является признание Геноцида армян, тем не менее, эти вопросы нашли свое отражение в армяно-турецких протоколах. Это свидетельствует о том, что швейцарское посредничество осуществлялось на довольно высоком, профессиональном уровне. Они смогли не только усадить стороны за стол переговоров, но и сделать так, чтобы стороны подписали эти протоколы».

Успех посреднической деятельности, по словам Артака Аюнца основывается на нескольких принципах: «Первое – это инженерия переговоров, то есть, для посредников важно понять, по каким вопросам стороны легче могут прийти к согласию и готовы эти вопросы обсудить в первую очередь, это предшествующая посредничеству работа, когда посредники с помощью отдельных встреч со сторонами пытаются понять, по каким вопросам возможно согласие. Такими вопросами были установление дипломатических отношений и открытие границы, остальные намного сложнее, и они были отложены на будущее».

Следующий важный вопрос, по мнению конфликтолога: стороны по возможности должны воздержаться от эмоций,  дело посредников – обеспечить такой переговорный, посреднический процесс, в котором стороны основывались бы только на своих интересах и прагматизме, пытаясь избавиться от общественного давления, эмоциональных проблем, чтобы начать диалог. «Основанное на этих принципах посредничество самое воспринимаемое, это трансформативный подход. Есть еще и вынужденное посредничество, когда сверхдержава принуждает стороны подписать соглашение, как это произошло в случае Египта и Израиля — Кэмп-Дэвидские соглашение по принуждению США. Тогда как в случае с Арменией и Турцией это было трансформативным посредничеством, когда двум государствам помогали найти формулировки»,- отметил Аюнц, с сожалением констатировав, что сразу же после подписания протоколов турецкая сторона, фактически, подняла карабахский вопрос,  связав его урегулирование с ратификацией протоколов.

seminar_24 seminar_9 seminar_13 seminar_17-1 seminar_19 seminar_20 seminar_23 seminar_21 seminar_22-1 3-1-1

Власть должна формировать общественное мнение

Политолог, главный редактор сайта «Первый информационный» Агаси Енокян обратил внимание на нейтрализацию «эмоционального фона» в переговорах и выдвижение интересов на первый план, добавив: «Эмоциональный фон очень важен, поскольку он может оказать влияние на дальнейший ход переговоров, в данном конкретном случае — на ратификацию протоколов. Серж Саргсян после подписания протоколов Армения-Турция провел с Диаспорой консультации, необходимости в которых не было, поскольку происходил процесс нормализации между Арменией и Турцией, а не процесс примирения, и в армянских общинах Диаспоры а, как и ожидалось, прошли акции протеста, и все это стало весомым аргументом в его руках, чтобы в дальнейшем заявить, что народ не желает ратификации протоколов».

Агаси Енокян выразил уверенность в том, что правительства никогда не должны становится заложниками общественного мнения, власти сами должны формировать общественное мнение, и в данном случае он не исключил, что наши власти пошли в этом направлении, то есть предприняли шаги, которые в дальнейшем могли быть использованы после подписания протоколов.

Агаси Енокян констатировал, что он принимал участие в переговорах в формате «second track diplomacy», и на первом месте был карабахский вопрос, когда обе страны пытались определить  свои отношения посредством выражения отношения к третьей стране, то есть принцип нейтрализации «эмоционального фона» не работал.

Касаясь вопроса о признании Геноцида армян, политолог отметил: «Признание Геноцида – дело всех стран, это международный вопрос, он важен для нас, чтобы не было повторения». На вопрос молодых участников семинара, нужно ли требовать у Турции компенсации, политолог ответил: «Во-первых, с первых же дней создания Турецкая Республика заявляла, что они не являются правопреемниками Османской Турции. Во-вторых, в международном праве нет упоминания о том, что в случае признания Геноцида должна быть выплачена компенсация. И в третьих, по сути, суд Турецкой Республики приговорил виновных в Геноциде  за организацию массовых убийств, просто тогда не существовало термина «геноцид». Тогда почему Турция не признает Геноцид армян, задали логичный вопрос участники семинара.

По словам Агаси Енокяна, «Турция не желает брать на себя моральную ответственность, в политике моральная сторона вопроса имеет очень важное значение, поэтому Турция не желает брать на себя такое бремя: Турция не желает признавать Геноцид, поскольку признание стало бы моральной гарантией того, что события не повторятся».

Затем Артак Аюнц представил некоторые торговые показатели в условиях закрытых границ с Турцией. По его словам, по масштабам импортируемых в Армению товаров, согласно официальной статистике, Турция занимает шестое место, а за последний год общая сумма импортированных товаров составила 200 млн. долларов, тогда как в 2004 году эта сумма составляла всего лишь 40 млн.

В ходе семинара был организован просмотр фильма Тиграна Паскевичяна и Ара Шириняна «Диалог закрытой границы», в котором рассказывается об истории дипломатических отношений Армения-Турция – с первых лет независимости до подписания протоколов. После просмотра фильма об отсутствии дипломатических отношений между Арменией и Турцией  состоялось обсуждение.

60% респондентов одобрили ведение бизнеса с турками

В ходе семинара Артак Аюнц представил результаты опроса, проведенного Кавказским центром исследовательских ресурсов-Армения в 2014-2015 гг. среди случайно выбранных 1200 совершеннолетних граждан. Получилась весьма интересная картина. Например, респонденты высказали противоположные мнения об открытии границы, 51% респондентов полностью (15%) или частично (36%) одобряют, а 33% выступают против открытия границы. Между двумя полюсами есть также маленькая группа относительно нейтрально настроенных граждан, и это свидетельствует о том, что армянская общественность к открытию границы относится неоднозначно.

Кавказский барометр в 2010 году спрашивал респондентов: «В какой степени вы поддерживаете открытие границы между Арменией и Турцией?». Изменилась ли ситуация за четыре года? Оказывается, что в 2014 году заметно меньшее число респондентов (33%) не поддержали открытие границ по сравнению с 2010 годом (45%).

Если сравнить цифры по марзам, то жители приграничных с Турцией марзов больше заинтересованы в открытии границы, чем остальных. Кроме того, население РА, согласно опросам, по-прежнему оптимистично оценивает вероятное воздействие открытия границы. Так, 64% опрошенных в 2014 году и 61% опрошенных в 2012 году выразили уверенность, что открытие границы в Турцией окажет положительное влияние на экономику Армении. Более того, в 2014 году по сравнению с 2012 годом снизился удельные вес респондентов, которые выразили мнение, что открытие границы нанесет вред экономике, политике или безопасности Армении.

Что касается возможного влияния нормализации отношений на ряд текущих процессов, то респонденты придерживаются мнения, что нормализация армяно-турецких отношений в значительной степени окажет влияние на торгово-экономическое сотрудничество между двумя странами, а также на международную торговлю Армении. Несмотря на то, что экономические факторы находятся на первом месте, тем не менее Геноцид и карабахский конфликт также рассматриваются в качестве регулирующих факторов воздействия.

Сравнение опроса за 2015 и данных Кавказского барометра за  2010 год  свидетельствуют о том, что большинство респондентов (в 2010 году — 56%, в 2014 году — 60%) одобрили ведение бизнеса с турками.

Что касается признания Геноцида армян, то 96% респондентов подтвердили, что в случае признания Геноцида армян они выразят поддержку, если  правительство Армении  или Диаспора потребуют у Турции компенсацию.

Респондентам было предложено классифицировать возможные формы компенсации по приоритету, выяснилось, что официальное признание Геноцида армян является главным шагом, которого ждут от Турции (42% опрошенных посчитали это наиболее важным, тогда как всего лишь 2 процента респондентов указали на необходимость прекращения блокады).

Эмма ГАБРИЕЛЯН

Газета «Аравот»,
03.11.2016г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать