О том, как Алиев подал сигнал «SOS» по карабахскому вопросу, обратившись за помощью к Киселеву
На прошлой неделе завершился визит сопредседателей Минской Группы ОБСЕ в регион. И хотя американский сопредседатель Джеймс Уорлик в Баку заявил, что Ильхам Алиев готов встретиться с армянским коллегой Сержем Саргсяном, и что он привержен «мирному урегулированию карабахского конфликта», тем не мене, пока неясно, когда будет организована встреча на уровне президентов.
Сейчас ясно только то, что сопредседатели планируют встречу с главами внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана в декабре — на полях заседания Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Гамбурге.
В заявлении, распространенном, по итогам последнего визита в регион посредники подчеркнули, что соблюдение режима прекращения огня — важный залог продолжения переговоров, и отметили важность реализации решений, принятых на состоявшихся в Вене и Санкт-Петербурге встречах. «Президенты высказали свое мнение по вопросу дальнейшего продвижения переговорного процесса, а также подтвердили свое согласие на расширение полномочий офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ», — отметили сопредседатели, добавив, что «оперативные детали еще обсуждаются».
Читайте также
То есть, недавний визит сопредседателей в регион отличается тем, что требование o внедрении механизмов расследования, кажется, не ставится с прежней остротой. Здесь интересен вопрос, стала ли мягче позиция официального Еревана. Если позиция Баку была известна изначально – Азербайджан был против этого предложения, называя его техническим предложением «армянской стороны», то для армянской стороны внедрение этих механизмов является очень важным.
В ходе последнего визита сопредседателей акцент на этот вопрос был сделан довольно слабо, и это, возможно, свидетельствует о том, то если так будет продолжаться, то капризы Алиева будут выполнены с точки зрения отказа от использования механизмов расследования.
Визит сопредседателей в регион был важен еще и тем, что сопровождался весьма интересными оценками властей Турции, России, а также интервью, которое дал Алиев Дмитрию Киселеву.
Ради справедливости нужно констатировать, что Минская Группа работает в довольно сложных условиях. После Четырехдневной апрельской войны официальный Ереван ужесточил позицию, а Баку на уровне Алиева признался, что на Азербайджан оказывается давление с целью признания независимости Нагорного Карабаха. Именно по этой причине в телевизионной беседе с Киселевым Алиев заявил о предоставлении «автономии» Карабаху, представив это как единственно возможный компромисс со стороны Азербайджана.
Тот факт, что выдающийся представитель российской пропагандистской машины является «спасательным кругом» для президента Азербайджана, и Алиев подает сигнал «SOS» с помощью Киселева, не удивителен. Но более интересно то, что Алиев в трудный момент не забыл намекнуть на возможность членства своей страны в ЕАЭС, заявив, что «ничего нельзя исключать». То есть его «логика такова: Россия, помоги нам, пусть нас не вынуждают признать Нагорный Карабах, а мы серьезно отнесемся к членству в ЕАЭС!
И в этом контексте весьма интересным было заявление, сделанное Джеймсом Уорликом в Ереване: американский сопредседатель в ответ на заявления Алиева призвал ничего не выделять из общего контекста, отметив, что все компоненты урегулирования вместе составляют системное урегулирование. Касаясь заявления Алиева о предоставлении автономного статуса НК, дипломат приветствовал его, «поскольку оно закладывает основу для обсуждения статуса Карабаха»: «Президент Алиев открыл обсуждение по статусу Карабаха, все мы должны это приветствовать. Мы должны вести искренние обсуждения по статусу Карабаха. Позиции сторон могут не совпадать, но важно, чтобы эти вопросы были поставлены на общественное обсуждение в Армении, Азербайджане и Нагорном Карабахе. Так что я сказал в Баку и повторяю здесь, что мы приветствуем заявление президента Алиева не потому, что это последнее слово, а поскольку он ставит этот вопрос на обсуждение. И все вопросы, являющиеся частью урегулирования, должны быть поставлены на обсуждение не только в частном порядке, но и перед широкими кругами общественности».
Фактически, сейчас сложилась ситуация, в которой как Азербайджан, так и Турция в карабахском вопросе имеют определенные ожидания от Москвы. И мы имеем дело не только с заявлениями турецких и азербайджанских властей, которые можно считать пропагандой, но и ответами-намеками российской стороны. Об этом свидетельствуют также выступление главы МИД Турции в ПАСЕ, когда Мевлют Чавушоглу отметил, что «Россия выступила с очень разумными предложениями, об уходе армян из пяти оккупированных районов Азербайджана, и этот вариант сейчас находится в стадии рассмотрения» и комментарий официального представителя МИД РФ Марии Захаровой касательно заявления Алиева о предоставлении статуса автономной республики Нагорному Карабаху. Захарова просто заявила: «ключевым в произнесенной Алиевым фразе является «если стороны договорятся». То есть официальная Москва считает, что власти Армении могут вести переговоры с Алиевым на тему предоставления автономии Карабаху в составе Азербайджана в том случае, когда Алиев лично признался, что на Азербайджан оказывается давление с целью признания Независимости Нагорного Карабаха?
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»,
05.11.2016г