Кадровая проблема в звеньях государственной власти по-прежнему остается актуальной. Представьте себе, например, специалиста ИТ-сферы, который получает за свою работу один миллион драмов «белой» зарплаты. Для Армении это очень хорошая зарплата, хотя, учитывая текущие цены, не особо роскошно. Этого специалиста вызывает премьер-министр и предлагает ему пост министра или замминистра с зарплатой, скажем, в 400 тысяч драмов. Это может означать две вещи: или этому человеку говорится – «приходи и воруй», чего, я надеюсь, в данном правительстве происходить не будет. Или же – «разницу в 600 тысяч драмов мы тебе будем выплачивать в конверте». Откуда? Из «тени»? Опять-таки откуда-то украденные деньги? Разве это не то же самое? Существует еще один вариант, который используется в случае многих министров: приходят уже каким-то путем (честным, нечестным или получестным) разбогатевшие люди, которые могут нескольких лет тратить свои «запасы» без особого для себя ущерба.
Но это не решение. Предположим, что эти люди не берут взяток, не входят в новый бизнес, не создают фиктивные офисы по реализации программ или ГНКО и искренне служат государству. А замминистры, руководители управлений, отделов? Многие из них не являются миллионерами, как министры, и не обладают запасенными средствами. Конечно, найдутся идейные, патриотически настроенные молодые люди, как нынешний замминистра здравоохранения. Но ожидать от этих звеньев широкомасштабного альтруизма, как мне кажется, было бы наивным. Если начальник этого управления будет видеть, что его рядовой таможенник, налоговый инспектор или полицейский водит собственный «Мерседес» модели «S», энтузиазма у него, видимо, поубавится.
В «постреволюционной» Грузии, говорят, зарплаты чиновникам выплачивал фонд Сороса, чтобы они не воровали. Затем Бидзина Иванишвили рассказывал, что эту зарплату выплачивал он под видом фонда Сороса. Но на самом деле это тот же «черный нал», тот же самый «конверт», просто приправленный чуточку зарубежным ароматом.
Но если я сейчас скажу, что зарплаты государственных служащих необходимо увеличить (конечно, сократив их число, так что это не потребует дополнительных бюджетных затрат), популисты съедят меня живьем. Но я не вижу иного пути. Государственный аппарат должен во всем быть прозрачным и контролируемым. Только в этом случае люди будут служить, а не «поправлять» свои дела.