Корреспондент ВВС в Берлине Дженни Хилл в статье под заголовком «Для немецких политиков с победой Трампа мир перевернулся» пишет:
Через несколько часов после того, как Дональд Трамп выступил с речью, в которой он поблагодарил избирателей за свою победу на выборах, по другую сторону Атлантического океана, в вечернем Берлине, местные жители зажигали и расставляли свечи на тротуарах и у подъездов.
Берлинцы отмечали годовщину Хрустальной ночи — еврейского погрома, прошедшего по всей Германии в 1938 году.
Годовщина прошла почти незамеченной из-за лихорадочной реакции мировой прессы на результат американских выборов. Также мало замеченной оказалась и 27-я годовщина падения Берлинской стены, что также произошло 9 ноября.
Читайте также
Но оба эти события и то, что они означают для понимания прошлого страны, как минимум частично объясняют, почему жители Германии были столь возмущены риторикой Дональда Трампа во время предвыборной кампании и почему столь немногие из них (4% согласно одному из опросов) хотели видеть его в Белом доме.
Практически все здесь потрясены и в ужасе. Даже министр иностранных дел Германии (который в прошлом обвинял Трампа в том, что тот разжигает ненависть) так и не смог публично поздравить его с победой.
Одна из газет вышла с заголовком «О Господи!», другая — «Мы в трауре». Один из министров назвал результат выборов «кошмаром, от которого мы не можем пробудиться».
Согласно опросу, проведенному национальной телерадиокомпанией ARD, большинство жителей Германии не доверяют Трампу и считают, что его выборы приведут к ухудшению трансатлантических отношений.
Уже много лет эти отношения считались особыми.
Между канцлером Ангелой Меркель и президентом Бараком Обамой установились теплые и тесные отношения, пережившие даже откровения Эдварда Сноудена о том, что американские спецслужбы прослушивали мобильный телефон Меркель.
Эти отношения важны и для остальной Европы.
Когда США собирались поставлять Украине оружие, Меркель вмешалась и убедила Вашингтон этого не делать. Она оказалась главным собеседником Владимира Путина на Западе, что также способствовало возрастанию роли Германии на мировой арене.
Трансатлантическая торговля
Основная проблема на сегодняшний день заключается в том, что никто не знает, что будет дальше.
Как сказала очевидно шокированная министр обороны Германии, мы не знаем, какой будет внешняя политика Трампа.
Эта неуверенность в будущем очень не нравится лидерам бизнеса, финансов и промышленности.
«Саморазрушение Запада продолжается», — сказал Йорг Крамер, главный экономист Commerzbank.
Америка — главный торговый партнер Германии. От этой торговли зависит более миллиона рабочих мест.
Заявления Дональда Трампа по вопросу международной торговли вызвали серьезную обеспокоенность в Германии. Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП) — амбициозное торговое соглашение между Европой и США — и без того подвергалось резкой критике. Сейчас многие считают, что ТТИП не состоится.
Но шок понемногу переходит в прагматизм.
«Никто не ожидал этого результата, и никто не установил контактов с кем бы то ни было из его команды», — говорит Петер Бейер, представитель партии Меркель по вопросам трансатлантических отношений.
«Сейчас все пытаются вступить в контакт с кем бы то ни было, кто играет какую-то роль в его команде», — продолжает он.
В Берлине понимают, что Ангеле Меркель придется установить рабочие отношения с Дональдом Трампом.
Во время предвыборной кампании Трамп резко критиковал Меркель и ее политику по вопросу о беженцах.
Тем не менее, канцлер уже поговорила с Трампом по телефону, поздравила его и предложила свое сотрудничество, но при условии, что Трамп будет придерживаться общих западных ценностей — свободы и верховенства закона, и применять эти ценности по отношению ко всем, вне зависимости от пола, вероисповедания или происхождения.
Сложные времена
Но пока Трамп готовится стать президентом, перед Меркель стоит еще более серьезная задача — а именно, как успокоить свою собственную страну и весь Европейский союз.
Политические деятели в Германии сейчас испытывают особую нервозность, так как они видят параллели между победой Трампа и ростом популярности крайне правых и популистских партий по всей Европе.
Выборы в Германии пройдут в 2017 году. Традиционные партии теряют голоса партии «Альтернатива для Германии» (АдГ), которая выступает против миграции и против мусульман.
Именно поэтому некоторые считают результат американских выборов, также как и результат референдума по «брекситу», своего рода предупреждением.
Министр финансов Вольфганг Шойбле сказал в интервью таблоиду Bild, что «в политике, бизнесе и в обществе элиты не всегда создают о себе самое лучшее впечатление. Процесс принятия решений очень часто не прозрачен. Все должны быть готовы переучиться — если мы будем открыты взглядам других и изменить наше мышление, то тогда популистам будет очень сложно».
Победу Трампа называют политическим землетрясением.
Повторные толчки изменят политический ландшафт в Германии и Европе. Берлин хочет продолжать трансатлантическое сотрудничество и продолжать играть важную роль на международной арене, сохраняя при этом свои ценности. Как говорит Петер Бейер, сейчас настали «хрупкие времена».
«Это изменит мир. Мир уже не тот, каким он был до 8 ноября. Такой человек, как Трамп, повлияет не только на Америку, но и на весь мир».
Но Петер Бейер также выражает надежды многих: «Может быть, он продемонстрирует, что мы не правы. Я надеюсь, что это будет так».
Фото — ВВС