Действующий президент США Барак Обама, конечно же, как внутри страны, так и на международной арене совершал как положительные, так и негативные шаги. Как и любой президент любой страны. Но в целом он, хорошо или плохо, пытался защищать те ценности, которые разделяю я, и которые принято называть «европейскими», по той простой причине, что они сформировались в Европе. В частности, истоки современного права уходят в Рим, а представления о демократии сформировались в Греции. И именно в Акрополе выступил недавно Обама.
«Демократия, как и любой созданный человеком институт, не является совершенной. Она может быть разочаровывающей, может быть сложной, может быть неупорядоченной. Политики обычно не популярны во время демократии, независимо от партии, так как, по определению, демократия требует, чтобы вы не были на сто процентов таким, каким вам хочется быть. Она требует компромиссов. В многонациональных, многорасовых, поликультурных обществах, таких как Соединенные Штаты, демократия может быть особенно сложной. Поверьте мне, я знаю. (Присутствующие там рассмеялись, потому что намек на последние выборы был довольно прозрачным – A.A.). Но демократия лучше, чем любая другая альтернатива, поскольку она позволяет мирно преодолевать наши различия и сближать наши идеологии. Она дает возможность опробовать новые идеи и исправить ошибки».
Соединенные Штаты, при всем этом, весьма уникальная страна, с уникальным обществом, уникальной демократией, о чем намекает президент США. Когда мы удивляемся, почему президентом смог стать такой человек как Трамп, или почему в этой стране сохранился столь архаичный институт выборщиков, отвечать на это можно весьма долго, если близко соприкасался с этой страной, или ответить очень коротко – «так пожелал американский народ». Я не возьмусь выступать с развернутым ответом, просто отмечу, что американские институты отличаются от европейских. Госдепартамент США не является на 100 процентов министерством иностранных дел, Федеральная резервная система не совсем то, что нам известно как Центральный банк, Американская федерация не похожа, скажем, на федерацию Германии. Государственная система США является сложной, существующий механизм сдержек и противовесов разветвлен и многогранен, огромную роль играет общественный сектор, в том числе профсоюзы и пресса, что создает определенный запас прочности, «для мирного преодоления различий», как сказал Обама.
В современной Европе, по моему впечатлению, все гораздо проще и по этой причине (не удивляйтесь) более хрупко. Конечно, европейская государственная модель нам роднее. Просто следует учитывать эти обстоятельства.