Если после принятия в первом чтении законопроекта о «1000 драмах» в него ко второму чтению добавят принцип добровольности, главная проблема, связанная с этим, на мой взгляд, будет решена. И значительно уменьшится число людей, которые выступают против этого законопроекта, потому что это в случае принуждения оно становится уже не пожертвованием, а скрытым налогом. Что же касается тех, кто все равно выступают против идеи, то в случае добровольности для них будет выход: работающий гражданин пишет заявление в бухгалтерию своего учреждения, что он отказался платить из своей зарплаты 1000 драмов, и с него эта сумма не взимается.
Аргументы здесь могут быть различными: «я беден», «я не доверяю этим властям», «я уверен, что эти деньги разграбят», «я ненавижу РПА», «пока воры не вернут все награбленное народу, платить не буду», «пока в стране не восстановят конституционный порядок и не проведут свободные и справедливые выборы, платить не буду», «пока не освободят членов группы «Сасна црер» и не претворят в жизнь «дорожную карту» Сефиляна, платить не буду», «пока Западная Армения не станет частью Республики Армения, платить не буду», и так далее. Конечно, можно ничего не указывать в заявлении, просто написать – «отказываюсь», и точка. И это не должно рассматриваться как порицаемое явление.
Таким образом, будет решена основная проблема, связанная с фондом. (Конечно, проблемы коррупции, воровства, особняков, справедливости и особенно Западной Армении этим решены не будут, но сколько еще поводов будет поговорить об этом). Главное – будет действовать принцип добровольности. Предположим, 90% работающих граждан откажется платить 1000 драмов, но вместо этого многие, например, я, заплатят 10.000 драмов, и таким образом предусмотренная фондом сумма будет собрана. Думаю, что в Армении хотя бы 10% работающих думает как я.
… В 1823-24 гг. проживавший в Вене известный издатель и писавший музыку на любительском уровне Антонио Диабелли выступил с интересной инициативой. Он сочинил музыку на тему вальса и предложил известнейшим композиторам его времени на ее основе написать вариации. Предусматривалось опубликовать их в одном сборнике, а прибыль передать пострадавшим от наполеоновской войны детям и вдовам погибших. Таким образом было написано 50 вариаций, и из «известных» в проекте приняли участие Франц Шуберт, Карл Черни и его 7-летний ученик Ференц Лист. Бетховен сначала отказывается присоединиться к этой инициативе, и не по причине, что не хотел помочь вдовам, а, будучи принципиально против «коллективного творчества». Но потом написал свои отдельные 33 вариации на тему Диабелли, чтобы доказать, что даже на основе такого неталантливого, салонного вальса возможно создать шедевр. И вновь качество было важнее количества.