Лента новостей
Новости дня

Возможно некоторое ослабление вовлеченности США в регионе

19 ноября,2016 21:22

По мнению эксперта Армянского центра демократии, безопасности и развития Марты Айвазян, это может негативно отразиться как на отношениях Армения-США, так и на процессе Карабахского урегулирования.

– Начнем беседу с президентских выборов в США. О чем свидетельствует выбор американской общественности? Несмотря на то, что многие прогнозировали победу Хилари Клинтон, произошло непредвиденное развитие событий. Почему Трамп?

– 2016 год надолго запомнится подавляющему большинству мирового политического и экспертного сообщества из-за двух важнейших общенациональных голосований — «Брексит» в Великобритании и избрание Дональда Трампа в США. В обоих случаях потерпевшие поражение стороны явно переоценили свой рейтинг, возможности и влияние, а в некоторых случаях, закрыли глаза на силу идеологии, которую продвигали их политические оппоненты, объем их электоратов, задачи и ожидания избирателей. В обоих случаях результаты голосования свидетельствуют о наличии определенных глубинных проблем, которые не находили решения на протяжении многих лет, а также о почти полном отсутствии связи между властью и обществом, о беспрецедентно высоком уровне социального недовольства и протеста против правящих политических элит или истеблишмента. Если говорить о процессе президентских выборов в США и победе Трампа, то можно отметить еще и частные причины, которые, по моему убеждению, существенно повлияли на исход выборов. Во-первых, в США, так же, как и в других состоявшихся государствах, на общенациональных выборах побеждают или терпят поражение на основе внутриполитической повестки. Внешняя политика на таких выборах занимает далеко не первое место.

Какой был у Трампа основной электорат? Это подавляющее большинство средних, так называемых белых американцев, по американским меркам, необеспеченный рабочий класс с относительно низким уровнем образования и высоким уровнем безработицы. Трамп своими почти абсурдными, невыполнимыми, но весьма привлекательными и даже вдохновляющими обещаниями был по душе электорату с ограниченными политическими и политологическими знаниями и живущему в своем довольно ограниченном мире. Своим грубым, далеким от политической вежливости, эпатажным поведением он резко отличался от типичных представителей политической власти, которые на протяжении десятилетий занимают должности в той или иной ветви власти – типичных представителей правящей элиты и успевшей поднадоесть даже части традиционного электората демократов Хиллари Клинтон. В этом сравнении избиратели проигнорировали даже тот факт, что Трамп тоже является частью ненавистного истеблишмента и восприняли его как воплощение американской мечты и благосостояния. Проигнорировали и тот факт, что он, будучи ярким представителем мировой бизнес элиты, вряд ли выполнит противоречащие интересам крупных бизнесменов предвыборные обещания. Команда Клинтон, в свою очередь, не уделив достаточно внимания штатам, традиционно поддерживающим демократов – Пенсильвании, например, потерпела поражение даже здесь. Нужно отметить также, что электорат республиканцев, по сравнению с электоратом Клинтон был активнее.  Именно эти факторы, по моему убеждению, обеспечили победу Трампа.

– Отношения США-Россия стали самой обсуждаемой темой. Какие можно делать прогнозы, удастся ли уладить русско-американские политические разногласия в период президентства Трампа и можно ли ждать потепления в отношениях Вашингтона и Москвы?

– Существенный изменений в отношениях США и России я не ожидаю. Будут встречи, но их результаты, по сути, будут носить декларативный характер и принципиально не изменятся существующие между двумя государствами ныне отношения. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, одно дело предвыборная риторика, совсем другое – реальная политика. Если рассматривать предвыборные программные выступления Трампа, то можно увидеть, что один из его основных тезисов — это мощь США. В то же время, будучи крайне амбициозной и стремящейся к победе личностью, он, как президент США, вряд ли согласится с требованиями такого же амбициозного, как и он сам, президента РФ, тем самым нарушив беспрерывность основных принципов осуществляемой США внешней политики и повредив имиджу страны. Необходимо учесть и тот факт, что избрание Трампа вызвало беспрецедентный раскол в рядах Республиканской партии США, против него выступили несколько влиятельных республиканцев, в том числе и семья Буш. Не стоит забывать, что в новом Сенате и Конгрессе большинство составляют республиканцы, а Республиканская партия всегда была за жесткую политику против РФ и в украинском конфликте в основном поддерживала новые власти Украины. В этих условиях, учитывая еще и американский механизм принятия решений, становится маловероятным резкое изменение политики США по отношению к России. В лучшем для России случае США не ужесточат санкции. Что касается сотрудничества в вопросе урегулирования сирийского кризиса и борьбы с «Исламским государством», то возможно, что Вашингтон на время забудет о требовании отставки президента Асада, но и это не окажет принципиального влияния на текущую ситуацию.

– Новоизбранный президент США когда-то осуществлял бизнес проекты в Азербайджане и в Грузии, то есть, хорошо осведомлен о нашем регионе. Какой будет его политика по отношению к Южному Кавказу, к региональным конфликтам и, конечно же, какие возможные изменения потерпят армяно-американские отношения?

– Когда-то и как крупный бизнесмен – да. Но я не думаю, что он владел или владеет той информацией, которая необходима ему на посту президента США, следовательно, он должен заново открыть для себя Южный Кавказ, и не только, а это неизбежно внесет коррективы в подходы, выраженные им в предвыборный период. США очень давно стали состоявшимся государством – с осознанием государственных интересов, четкой внешнеполитической повесткой. С геополитической точки зрения Южный Кавказ является весьма важным регионом, он всегда был и останется в рамках интересов мировых держав. При разных администрациях США в той или иной степени были вовлечены в происходящие на Южном Кавказе процессы. Степень вовлеченности зависела и от отношений Вашингтона с другими странами региона – Россией, Турцией, Ираном. Следовательно, нам, существенных изменений в ближайшие месяцы ожидать не стоит. Вообще, каких-либо изменений в ближайшие полгода во внешней политике США, думаю, не произойдет: администрации Трампа потребуется время для того, чтобы по возможности сопоставить предвыборные заявления реальностью, уточнить шаги по новой внешней политике США. В дальнейшем, в зависимости от развития отношений США-РФ, возможно, определенное ослабление вовлеченности США в нашем регионе, и это может негативно отразиться как на отношениях Армения-США, так и на процессе Карабахского урегулирования. С этой точки зрения сегодня более важно, как Армения проявит себя – как будет работать с администрацией Трампа и сможет ли обеспечить дальнейший, по возможности благоприятный, для нас ход событий в отношениях Армения-США.

– На уровне генсека НАТО неоднократно выражалась мысль о необходимости противостоять России, защитить альянс от угроз. Как долго может продолжаться это противостояние? Мы имеем дело с Холодной войной или, все же, не все мосты сожжены?

– Не думаю, что при нынешних властях России напряженность исчезнет, и отношения РФ с НАТО и с Западом вернутся в прежний формат. Эта напряженность в данный период времени соответствует политическим интересам президента Владимира Путина и его администрации и используется ими, в первую очередь, для того, чтобы решить или скрыть множество внутренних политических и экономических проблем. Враждебно настроенный против России, посягающий на ее суверенитет и идентичность внешний мир и имидж борющегося против всего этого нынешнего руководства РФ, который с успехом воспринимается определенными слоями российского общества и обеспечивает высокий рейтинг президента РФ, необходим ему для сохранения власти. Это еще и дает возможность под предлогом борьбы против посягательств «врагов» тем или иным способом вести борьбу против инакомыслия и политической оппозиции, ужесточать соответствующее законодательство, игнорировать обязанность государства – защиту прав и свобод человека. Что касается Холодной войны, то, по моему мнению, мы уже на несколько лет живем в условиях Холодной войны. И риторика последних лет, и растущие военные расходы, и возобновившаяся гонка вооружений, так же, как и противоположный подход в урегулировании сирийского и украинского кризиса, война, обоюдные санкции, все это – проявления Холодной войны. Разумеется, нынешняя Холодная война отличается от предыдущей, поскольку изменился мир, но отношения от этого, по сути, не изменились. Мосты не были до конца сожжены и в ходе предыдущей Холодной войны, и, учитывая степень взаимосвязанности и взаимозависимости государств, полагаю, что они останутся и в будущем.

Эмма ГАБРИЕЛЯН

Газета «Аравот»,
16.11.2016г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать