Причины, которые сковывают руководство Армении в конкретизации отношений с ЕС
Председатель Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян уверен, что степень скованности Армении сегодня не позволяет ей иметь одинаково глубокие отношения с другими союзами.
Напомним, что 11 декабря в Национальном Собрании региональный директор по Южному Кавказу Фонда Фридриха Эберта Юлия Блезиус выразила уверенность, что «Армения может стать первым государством, которое одновременно имеет тесные отношения, как с Россией, так и с ЕС. По ее словам, необязательно руководствоваться принципом «или-или».
В беседе с «Аравот» председатель Ереванского пресс-клуба с сожалением отметил, что в создавшейся ситуации это больше невозможно. На вопрос, исходит ли это из решения РА касательно членства ЕАЭС, принятого 3 сентября, господин Навасардян ответил: «3 сентября мы имели дело лишь с заявлением, но в тот момент, когда Армения официально подтвердила членство в ЕАЭС, она ограничила свои возможности — строить отношения с третьей стороной. И хотя в документе ЕАЭС об этом не написано, тем не менее, эта экономическая зависимость предполагает также политические ограничения. В сфере безопасности Армения и Россия углубляют отношения: сфера безопасности также влияет на политические отношения. Степень скованности Армении сегодня не позволяет иметь одинаково глубокие отношения с другими союзами».
Читайте также
На наше замечание о том, что устами европейских чиновников сейчас делаются заявления о необходимости конкретизировать отношения Еревана с ЕС, тогда как власти РА не спешат этого делать, господин Навасардян ответил: «Наши европейские партнеры осознают ситуацию, которая сложилась в Армении. Они подсказывают, что иметь одинаково глубокие отношения с РФ и ЕАЭС, а другой – с ЕС, не получится. Это не формула «и-и», это совсем другой принцип. Отношения с ЕС Армения будет вынуждена строить по остаточному принципу. Конечно, грубые выражения наши европейские партнеры себе не позволяют, и говорят, что такова ситуация: Армении были предоставлены все возможности, чтобы она определилась, но учитывая тот факт, что действия РА ограничены уже существующими отношениями, ЕС должна смириться с тем, что отношения с РА будут развиваться так, чтобы не мешать связям с РФ и ЕАЭС».
Борис Навасардян констатировал, что Армения не может претендовать на отношения, которые строят страны Восточного партнерства, подписавшие Соглашение об ассоциации, или хотя бы, подобно Азербайджану, не являются членами ЕАЭС. Мы напомнили, что этап рамочного соглашения подходит к концу, но армянская сторона ясности не вносит, и спросили — связано ли это с парламентскими выборами, намеченными на апрель 2017 года: «Да, власти РА скованны из-за предстоящих выборов. Власти РА не захотели бы конкретизировать отношения с ЕС до выборов, поскольку осознают, что РФ неоднозначно относится к этому факту, а также учитывая влияние РФ на внутриполитическую жизнь Армении. В этих условиях ставить себя перед фактом недовольства РФ, никому не хотелось бы».
В заключение Борис Навасардян отметил, понятны также посылы, исходящие из ЕС: они пытаются представить ситуацию следующим образом – с точки зрения отношений с ЕС для Армении двери открыты, и решение должна принимать сама Армения.
Татев АРУТЮНЯН
Газета «Аравот»
10.12.2016г