Когда администрация президента или премьер-министра приглашает на интервью 4, 6 или 10 журналистов, реакция остальных журналистов известна: «Тех, кого позвали, продажные, а тех, кого не пригласили (т.е. нас), не продажные. Вот если бы мы пошли на интервью, то задали бы такие убойные, разгромные вопросы, что президент или премьер-министр в тот же миг подали бы в отставку». Мой личный подход выглядит следующим образом: во-первых, я никогда никого не просил, чтобы меня приглашали. Если не пригласят, то обещаю, что не обижусь, и не буду говорить, и даже не подумаю, что я лучше или хуже кого-то. Второе, в обязанности журналиста не входит «убивать» вопросами, его миссия, как мне кажется, с помощью вопросов донести до читателя и телезрителя точку зрения интервьюируемого. Третье, премьер-министр недавно собрал десятки представителей средств массовой информации и ответил на все вопросы, и после этого не подал в отставку.
Несколько иным был формат встречи президента и представителей интеллигенции, приглашенные задавали вопросы, которые волновали их лично, а не как в случае журналистов – волнующие их читателей и телезрителей. В остальных же аспектах действует одинаковая схема. В 1992 или 1993 году первый президент Армении Левон Тер-Петросян встретился с интеллигенцией в концертном зале Дома-музея Арама Хачатуряна. Талантливый журналист и мой хороший друг Григорий Бабаян (которого, к сожалению, уже нет с нами) написал разгромную статью в оппозиционной газете «Еркир». Статья называлась «Президент – интеллигенция: счет 0:0», то есть, ни интеллигенты не задавали сколь-нибудь разумные вопросы, ни президент говорил им в ответ что-то серьезное.
После этого мало что изменилось. Упреки те же самые, почему встретились, почему пригласили именно их, почему они задали те вопросы, а не эти. «Вот если бы это был я!». «А почему хотя бы разок не обругали президента!». «Это не интеллигенция, интеллигенты», «В Армении не осталось интеллигенции» (кроме них, имеют они в виду). «И вообще, какая еще интеллигенция, нет ничего такого». И так далее.
Откуда такая агрессивная уверенность в себе, одержимость в поспешных суждениях и осуждении. Любой человек, в том числе официальное лицо, приглашает для интервью тех людей, с которыми он сам желает поговорить. Каждый приглашенный имеет право принять или отклонить приглашение. Каждый из приглашенных может говорить о тех проблемах, которые волнуют его. На мой взгляд, например, музыка «рабис» не является для Армении проблемой номер один. Но это не значит, что я должен винить Ованнеса Чекиджяна, почему он поднял только этот вопрос. И самое главное. Остальные, которые не были приглашены, имеют возможность свое мнение, свои критические замечания и даже свою брань озвучить через различные площадки, в первую очередь в социальных сетях. Для проявления гражданского мужества и даже отваги, существует множество возможностей.