Позиция Москвы противоречит миссии посредника по мирному урегулированию
На днях в Гамбурге, в рамках заседания Совета министров иностранных дел стран ОБСЕ состоялась встреча глав внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана, а также трех сопредседателей Минской Группы ОБСЕ. На министерской встрече ОБСЕ главы делегаций стран-сопредседателей МГ ОБСЕ – министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, госсекретарь США Джон Керри и глава МИД Франции Жан-Марк Эйро приняли заявление, в котором подчеркнули, что президенты Армении и Азербайджана Серж Саргсян и Ильхам Алиев должны «проявить гибкость и вернутся за стол переговоров».
Лавров, Керри и Эйро выразили готовность провести встречу президентов Армении и Азербайджана — «когда они будут готовы». «Мы убеждены, что президенты должны по доброй воле по возможности скорее быть вовлечены в переговоры. Постоянный и прямой диалог между президентами под эгидой сопредседателей остается одним из ключевых элементов укрепления доверия и прогресса мирного переговорного процесса», — отметили главы делегаций стран-сопредседателей.
«Если в переговорном процессе не будет зафиксирован прогресс, вероятность новых столкновений будет расти, и стороны будут нести полную ответственность за это», — предупредили они. Россия, США и Франция призвали лидеров Армении и Азербайджана возобновить переговоры и уважать достигнутые в ходе предыдущих встреч договоренности о реализации мер по укреплению доверия.
Читайте также
После четырехдневной апрельской войны договоренности, закрепленные в совместных заявлениях по итогам саммитов в Вене 16 мая 2016 года и Санкт-Петербурге 20 июня 2016 года, не уважает официальный Баку, более того, власти Азербайджана отвергли предложение по расширению расширения офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ и внедрению механизмов расследования приграничных инцидентов. Американский сопредседатель Минской Группы ОБСЕ Джеймс Уорлик, например, несмотря на негативную реакцию Баку неоднократно в своих интервью (в том числе и в интервью «Аравот») заявлял, что эти предложения необходимо претворить в жизнь. Очевидно, что для армянской стороны эти предложения имеют жизненно важное значение и их претворение в жизнь является условием для возобновления переговоров, в противном случае если нет никаких гарантий того, что военные действия не возобновятся в любой момент, продолжать переговоры, каждый раз сталкиваясь с неконструктивной позицией Баку, становится бессмысленно. Официальный Баку не только проигнорировал соглашения о перемирии 1994-95 гг, но и требования посредников после апрельских событий, и это факт. Но, несмотря на капризы Баку, посредники в своих требованиях должны проявить настойчивость. Это единственный способ «обуздать» Алиева. Но одна из стран-сопредседателей Минской Группы ОБСЕ – Россия ведет себя весьма сомнительно: вместо того, чтобы требовать от официального Баку претворения в жизнь представленных предложений, Москва поддерживает неконструктивную позицию Азербайджана.
В Гамбурге, касаясь Карабахского урегулирования, глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что нет консенсуса по вопросу размещения наблюдателей ОБСЕ в зоне карабахского конфликта: «Эти договоренности должны быть закреплены в решениях ОБСЕ, но, чтобы это сделать, требуется консенсус. Консенсус в отношении физического увеличения наблюдателей есть, но нет консенсуса, где они будут развернуты. По моему мнению, развернуты должны быть эти наблюдатели на линии соприкосновения, но пока консенсуса не получается». Почему нет консенсуса, по чьей вине и как Лавров оценивает озвучиваемые из Баку неконструктивные заявления касательно расширения офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ и внедрения механизмов расследования приграничных инцидентов?
Если Лавров решил констатировать провал договоренностей неудавшихся переговоров, то как беспристрастный посредник он должен был сказать, по чьей именно вине переговоры находятся в тупике, кто именно отвергает предложения посредников. А в случае выполнения договоренностей существенно уменьшатся случаи провокаций Алиева на линии соприкосновения. А может, России выгодно, чтобы у Алиева всегда была «свобода действий»? Это ни что иное как давление со стороны Москвы по следующей логике: или забудьте два требования посредников и пойдите на уступки, или… Опять война? Выходит, представители стран-сопредседателей в распространенном заявлении продолжают требовать от Алиева (хотя и призыв напрямую не был адресован Алиеву) уважать договоренности, достигнутые на предыдущих встречах и касающиеся укреплению доверия, а Лавров опять подталкивает Алиева – отвергнуть эти важные предложения.
Еще одна достойная внимания информация поступила сразу же после интенсивных встреч Гамбурге и ряда заявлений касающихся Карабахского урегулирования: РФ и Турция ведут обсуждения по Карабаху. По результатам встречи премьер-министра Турции Бинали Йылдырыма в Москву Турция и Россия договорились активизировать усилия по урегулированию Нагорно-Kарабахского конфликта. Об этом азербайджанским СМИ сообщил глава межпарламентской группы дружбы Турция-Россия Великого национального собрания Турции Реджаи Бербер. «Решение этой проблемы, безусловно, приведет к стабильности и повышению благосостояния граждан в регионе. Турция хочет хороших отношений с Арменией, таких как, например, отношения Турции и Грузии. Но путь к хорошим отношениям Анкары и Еревана пролегает через Карабах»,- отметил Бербер.
А российский чиновник — председатель комиссии по информационной политике Совета Федерации РФ Алексей Пушков, на днях посчитал своим долгом подчеркнуть, что создание Объединенной группировки войск России и Армении не создает никаких проблем Азербайджану, поскольку Азербайджан – «самый близкий стратегический партнер России». Пушков заверил, что расширение Россией круга своего влияния в регионе не может быть направлено против Азербайджана. «Москва соблюдает баланс в отношениях Баку с Ереваном. Я считаю, Москва не нарушает и никогда не нарушит этот баланс. Азербайджан является стратегическим партнером России. Мы сотрудничаем с Арменией в Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийском союзе. Я думаю, что Баку хорошо осознает этот аспект. Я неоднократно бывал в Баку, встречался с руководством Азербайджана. Не вижу ничего в политике России, что могло бы стать причиной беспокойства для Азербайджана»,- отметил Пушков.
В создавшейся ситуации, наверное, совсем неслучайным было заявление, сделанное президентом РА Сержем Саргсяном в Степанакерте на встрече с деятелями культуры — «на данный момент переговоров нет».
Отвечая на вопрос директора Ереванского кукольного театра Рубена Бабаяна о том, почему именно сейчас президент решил посетить Карабах, Серж Саргсян отметил: «Это внутреннее принуждение, поскольку сейчас тот период, когда как армия, так и народ должны быть готовы к трудным временам…».
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»
15.12.2016г