Инопресса.Ру. «25 лет назад СССР прекратил свое существование, и холодная война закончилась, — пишет в статье для Foreign Policy журналистка Юлия Йоффе. — Москва проиграла, Вашингтон победил».
«25 лет назад казалось, что западная концепция управления — демократия, свободные рынки, права человека — показала себя как лучший, самый стабильный и высоконравственный способ госуправления», — пишет автор. Было решено применить эту концепцию в новой России.
Однопартийная система уступила место парламентской, появилась свободная пресса. Гарвардские эксперты помогали осуществить болезненное преобразование командной экономики в рыночную. «Западные бизнесмены нахлынули в страну, чтобы сорвать куш, но заодно привезли с собой новые, вроде бы усовершенствованные способы ведения бизнеса», — говорится в статье. Западная продукция наводнила российский рынок.
«Одновременно Россия стремительно превратилась из ядерной сверхдержавы в захолустную в плане культуры и геополитики страну», — пишет Йоффе. Это стало мучительным унижением даже для самых ярых российских критиков Кремля.
Читайте также
Некоторые консервативные российские мыслители считали, что переход России к демократии — это что-то вроде поражения.
Но в декабре 2016-го «Путин определенно победил в затяжном окончании холодной войны. Он сумел успешно пересмотреть положения длительного и хаотичного постсоветского переходного периода и завершить его, перевернув с ног на голову условия бескровного поражения СССР. Черту под 25 годами морального превосходства Запада подвело заключение ЦРУ, что кибервойска Путина пытались протолкнуть Трампа в президенты США», — пишет автор.
По мнению Йоффе, операция проводилась даже не ради Трампа, а дабы доказать: Россия достаточно сильна, чтобы влиять на ход важнейших выборов в важнейшей стране мира.
«После нескольких десятилетий, в течение которых Запад навязывал России свою политико-экономическую модель, Путин не только остановил ее продвижение, но и обратил его вспять», — говорится в статье. Йоффе приводит примеры: «Великобритания покидает ЕС после того, как Фарадж, «гамельнский крысолов Брекзита», заявлял, что неизменно восхищается Путиным; Франция готовится выбрать пророссийского президента, а канцлер Меркель еле держится на своем посту под натиском российских киберармий».
Но главная победа — в том, что Путин, по выражению автора, «полностью русифицировал» президентские выборы в США. По мнению Йоффе, дело даже не в хакерских атаках, а в «изобилии «российскообразных» конспирологических теорий, подложных новостей, абсурда и в беспрерывном, стратегическом потоке компромата».
Путин протягивает руку традиционным союзникам США, пытаясь убедить их, что в новом мировом порядке существует не одна сверхдержава. «Теперь имеется одна сверхдержава, которая не решается выступать в этой роли, и другая — старая и хромая — которая не боится поступать решительно даже огромной ценой для себя», — заключает автор.