Лента новостей
Новости дня

«Поэтапного» варианта урегулирования Карабахского конфликта больше не существует: Давид Шахназарян

28 декабря,2016 12:08

По словам Давида Шахназаряна, очевидно, что после аннексии Крыма Россией, а также апрельской войны, международные гарантии не действуют

— Господин Шахназарян, в начале беседы поговорим о ситуации, сложившейся вокруг процесса по Карабахскому урегулированию.

— Развитие событий вокруг урегулирования Карабахского конфликта является более чем тревожным. Рассмотрим несколько событий по хронологии. 28 ноября в Баку президенты Беларуси и Азербайджана Александр Лукашенко и Ильхам Алиев приняли совместное заявление о Карабахском конфликте, в котором стороны отметили важность урегулирования конфликта в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, «прежде всего на основе соблюдения и обеспечения суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ государств». Стоит отметить, что, подчеркивая важность урегулирования конфликта, они в качестве приоритета отметили принцип территориальной целостности, а также отсутствовало слово «мирное».

— Но у этого заявления было продолжение, в котором упоминалось также о решениях ОБСЕ, об усилиях в рамках ОБСЕ, о Минской Группе.

— В продолжении, когда они ссылаются на деятельность Минской Группы ОБСЕ, говорится о «мирном урегулировании», однако в своей оценке они не упоминают о «мирном урегулировании». Кроме того, имело место скрытое недовольство странами-сопредседателями Минской  Группы ОБСЕ. Содержание этого заявления противоречит позиции и принципам стран-сопредседателей  в процессе урегулирования конфликта. Как минимум удивительно и непонятно, почему после этого посол Беларуси в РА не был вызван в МИД Армении, и так называемому союзнику нашей страны в ОДКБ и ЕАЭС не была передана нота протеста официального Еревана. Следующее: 1 декабря в ходе визита в Турцию глава МИД РФ Сергей Лавров со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу обсуждал Карабахский конфликт. На следующий же день Чавушоглу с незапланированным визитом вылетел в Баку, где провел встречу с главой внешнеполитического ведомства Азербайджана, а потом заявил о российской инициативе в Карабахском урегулировании, отметив, что усилия российской стороны предпринимаются вне формата Минской Группы.

Следующее важное событие в этой цепочке – визит премьер-министра Турции Бинали Йылдырыма в Москву, состоявшийся 5 декабря. Член турецкой делегации, глава межпарламентской группы дружбы Турция-Россия Реджаи Бербер, говоря о визите, также заявил о русско-турецких инициативах, подчеркнув, что Анкара и Москва наращивают совместные усилия по «решению» конфликта в Карабахе.

Следующее: 9 декабря в Гамбурге, на полях СМИД ОБСЕ, главы МИД стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ — министр иностранных дел России Сергей Лавров, госсекретарь США Джон Керри и министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эйро распространили заявление, в котором призвали Ереван и Баку уважать договоренности, отраженные в совместных заявлениях по итогам встречи на высшем уровне в Вене и в Санкт-Петербурге  — устранить все остающиеся препятствия на пути расширения миссии личного представителя действующего председателя ОБСЕ и добиться прогресса вокруг предложения о создании механизма ОБСЕ по расследованию инцидентов.

Однако совместному заявлению сразу же последовала реакция Лаврова. Он в Гамбурге заявил, что консенсуса по месту развертывания наблюдателей ОБСЕ в Нагорном Карабахе пока достичь не удается. Это был месседж, адресованный Азербайджану о том, что «все нормально, не обращайте внимания на заявление». Это свидетельствует о том, что Россия выступает против применения механизмов по укреплению доверия.

Очевидно, что Россия, пользуясь неопределенностью в сфере геополитической безопасности и особенно нынешним периодом времени — с точки зрения перехода власти избранному президенту США Дональду Трампу, пытается уменьшить или приравнять к нулю роль Минской Группы ОБСЕ, к чему она стремится очень давно вместе с Турцией и Азербайджаном. Как Турция, так и Азербайджан никогда не скрывали свое негативное отношения к формату Минской Группы ОБСЕ.

Второе: очевидно, что данная инициатива российской стороны, которая поддерживалась как Азербайджаном, так и Турцией, это инициатива Москва-Анкара-Баку. Это так называемый «план Лаврова», который в последнее время российскими экспертами именуется как «план Путина», в основе которого, в частности, возвращение пяти территорий Азербайджану и ввод российских военных сил — так называемых миротворцев в зону Карабахского конфликта. Не исключено также, что у РФ будет желание добиться членств Азербайджана в ЕАЭС, о чем намекнул Алиев 18 октября – в интервью Дмитрию Киселеву, заявив, что «ничего нельзя исключать». Очевидно, что российский план — более всеобъемлющий, это стремление сделать Азербайджан своим сателлитом, установить господство Москвы на Южном Кавказе, укрепить влияние, что, по имеющейся у меня информации, вызвало серьезную озабоченность в Тбилиси, как в кругах власти, так и оппозиции.

Полагаю, власти Армении в политическом смысле, не в состоянии противостоять российскому плану. Но в то же время, я уверен, что Армения не согласится на сдачу какого-либо района. В данной ситуации я не исключаю повторения апрельского сценария, который провалился, благодаря Армии Обороны НКР. Повторение этого сценария более чем реалистично, при этом, в следующий раз Азербайджану из Кремля дадут более широкие полномочия на использование вооружений. Каким был сценарий апрельских действий? Азербайджан должен был совершить нападение, захватить несколько районов, после чего Москва должна была заявить, что армянская сторона не в состоянии защищать НКР, необходимо ввести российский миротворческий контингент. Полагаю, именно такой была апрельская легенда, которая провалилась благодаря геройству АО НКР.

Единственная наша надежда с точки зрения провала очередного русско-турецкого плана это Вооруженные силы НКР. Я однажды говорил об этом и хочу сейчас повторить: следующая война, которая, по моему убеждению, неизбежна, будет отечественной войной. Сроки решит Россия – в зависимости от геополитической ситуации. Если до сих пор Западу удавалось пресечь планы России, то сейчас у меня есть серьезные опасения, что в условиях внешней политики, которую ведет США, неопределенности в отношениях США-РФ, Москва может реализовать свой план.

— Официальный Ереван неоднократно заявлял, что «плана Лаврова» не существует. После указанных Вами событий недавно, на встрече с деятелями культуры в Степанакерте Серж Саргсян заявил — «сейчас переговоров нет», а потом добавил: «…и армия, и население, и граждане НКР уже должны быть готовы пройти довольно сложный период…». Можем ли мы говорить о том, что власть РА на самом высоком уровне в очередной раз констатировала, что отвергает российский план?

— Уверен, что власти Армении отвергли, отвергают и будут отвергать «план Лаврова». Существование этого плана – факт, хотя Москва об этом официально и не заявляет, но Анкара и Баку все время говорят о его существовании, а российская сторона не опровергает эти заявления. Русско-турецкому плану необходимо противостоять армией.

— Не являлся ли своего рода давлением на Армению рабочий визит вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина в Баку?

— Визит Рогозина назвали удачным как российская, так и азербайджанская стороны. Рогозин, будучи вице-премьером РФ, ответственен за военно-промышленную сферу и сделки по поставкам вооружений. Визит премьер-министра Израиля Бениамина Нетаньяху в Баку также вызывает крайнюю обеспокоенность. Не будем забывать, что помимо военной сделки с РФ на сумму в 5 млрд. долларов Азербайджан подписал почти такой же контракт на поставки вооружений из Израиля.

— То есть, Москва и Баку совместным планом пытаются добиться окончательного урегулирования Карабахского конфликта?

— Россия никогда не была заинтересована во всеобъемлющем урегулировании Карабахского конфликта и никогда не будет в этом заинтересована.  Азербайджан снова выдвинул вариант поэтапного урегулирования Карабахского конфликта. Однако этот вариант перестал существовать, в первую очередь после аннексии Крыма Россией, когда стало понято, что не действуют институты международных гарантий и второе – после апрельских военных действий. К сожалению, власти РА официально заявляют, что международное признание статуса НК является приоритетом, и этот статус должен быть признан и Азербайджаном тоже, однако я не вижу в этом направлении активной инициативной политики с армянской стороны. Частью этой политики должно быть вовлечение НКР в переговорный процесс, как полноправной стороны конфликта, и в этом направлении тоже ничего не предпринимается.

— Какие могут быть прогнозы для Армении на 2017 год с точки зрения возможных региональных и геополитический событий?

— 2017 год будет чрезвычайно трудным для нас. Первое время президентства Трампа будет довольно сложным, пока новая американская администрация не убедится в том, что планы эффективного сотрудничества с РФ являются лишь иллюзией, что, кстати, произошло и при администрации Обамы: после русско-грузинской августовской войны в 2008 году США начали вести с Россией политику «Reset». Тот же путь пройдет и администрация Трампа. 2017 год будет решающим для Евросоюза и Европейской безопасности.

Что касается Армении, то, полагаю, под давлением России Армения согласилась создать армяно-российскую объединенную группировку, в результате чего у РФ появились рычаги непосредственного влияния на армянскую армию. Непонятно также, почему до сих пор Армения и НКР не подписывают соглашение о военной взаимопомощи, о чем говорил Серж Саргсян в дни апрельской войны. Я убежден, что этого не происходит из-за оказываемого Россией давления.

Внешняя политика Армении не основана на государственных интересах Армении и граждан РА, она носит догматический характер, в ее основе лежит уже опровергнутая историей догма о том, что РФ является нашим вечным стратегическим союзником. РФ всегда в этом регионе решала свои проблемы за счет Армении. Кстати, в отличие от властей и политиков РА, большая часть нашего общества отлично осознает, что РФ была и остается угрозой, как для нас, так и для Арцаха. Осознавая все это, в 1992 году руководство Армении приняло решение о том, что в Карабахском вопросе необходимы международные усилия, и необходимо перенести урегулирование конфликта в ОБСЕ, чему Азербайджан и Россия были категорически против. Еще тогда были понятны стремления России. Роль РФ не изменится никогда. Армения не должна допускать, чтобы РФ играла особую роль, мы должны защищать формат Минской Группы ОБСЕ.

А известный внешнеполитический принцип, которым руководствуется весь мир – нет вечных врагов и друзей, означающий, что внешняя политика не должна быть догматичной, у нас применяется во внутренней политике, что является абсурдом. Это свидетельствует о слабости нашей политической системы, о том, что политической системы, как института, не существует.

— Господин Шахназарян, Алиев недавно признался в том, что на Азербайджан оказывают давление с целью признания Нагорного Карабаха. Для армянской стороны это весьма приятный факт. Нет ли у армянской стороны возможности вести дипломатическую работу в этом направлении?

— США неоднократно заявляли о формуле урегулирования «статус НК – взамен на территории», о которой говорил также Серж Саргсян. Мы становимся свидетелями азербайджанской политики, направленной против Минской Группы, а сейчас Баку начинает раскручивать так называемый проект «Миролюбивый Азербайджан». Мы должны понимать, что Алиев не в состоянии выполнять договоренности, он — нарушитель договоренностей. В основе политики, которую он ведет, лежит не только требование о возвращении Нагорного Карабаха, но и время от времени звучат требования касательно территорий Армении, в целом антиармянская политика в Азербайджане ведется на государственном уровне. Въезд людей с армянскими фамилиями в Азербайджан запрещен, даже в качестве транзитной страны.

— Однако въезд нескольких армян в эту страну не составил труда. Поговорим, об этом, пожалуйста: некоторые считают, что нужно игнорировать это, вообще не обращать внимания на все то, что они делают, но есть более радикально настроенные люди, они даже призывают физически уничтожить их. Какое у Вас мнение?

— Именно поэтому я и упомянул о так называемом проекте «Миролюбивый Азербайджан». Есть мнение, что неприемлемы угрозы в адрес этих людей, поскольку они рассчитаны со стороны официального Баку и являются частью азербайджанского плана. Как Азербайджан, так и Россия в последнее время пытаются показать, что, якобы, Армения и Азербайджан с точки зрения прав человека, свободы слова находятся на одном и том же уровне. Думаю, что власти РА и НКР могут серьезно противостоять этому плану, отметив, что Азербайджан этим пропагандистским шагом пытается сочинить миф о «Миролюбивом Азербайджане». Кстати, стоит отметить, что о своей инициативе официальный представитель Азербайджана заявил в Гамбурге – на заседании СМИД ОБСЕ, то есть, очевидно, что это государственная политика Азербайджана, поощряемая Россией.

Эмма ГАБРИЕЛЯН

Газета «Аравот»
27.12.2016г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать