Ажиотаж, связанный с возвращением Гагика Царукяна в политику вызвал больше шума, чем можно было ожидать. Фактически, народ просит, чтобы Гагик Царукян вернулся в политику. И партийный, и беспартийный народ. Точнее, значительная часть народа. Что эта «просящая» масса ощутима, мы в этом убедились 11 декабря, когда Царукян посетил Гюмри. За несколько дней до этого, в дату землетрясения, Гюмри посетил Карен Карапетян, но эти два визита трудно сравнить. В плане многолюдности. Эти два визита трудно сравнить также и в плане благотворительности и даров. Если учесть, что народ и избиратели основным и главным признаком считают благотворительность, то можно сказать, что Царукян никогда не уходил из политики. Теперь мы уже с уверенностью можем говорить, что лидер «Процветающей Армении» – вновь Гагик Царукян, хотя с такой же уверенностью можем сказать, что на практике Царукян никогда и не переставал быть лидером партии – ни для членов ППА, ни для покинувших ППА. Царукян безоговорочно неоспоримый авторитет для все членов ППА.
Но из визита в Гюмри стало ясно, что возвращения Царукяна в политику ждут затаив дыхание не только члены ППА, но и множество беспартийных, которые считают Царукяна спасителем, а его возвращение в политику – спасением. Интересно то, что почти все положительно относятся к возвращению Гагика Царукяна. Говоря «все», мы имеем в виду другие политические силы. А также тех, кто не считают Царукяна серьезным политическим деятелем, но не говорят об этом вслух. Или боятся, или остерегаются. Или же надеются вступить в предвыборный блок с ППА. Говоря «все», мы в равной степени имеем в виду и оппозицию, и сторонников власти. А то, что в данный момент находиться в одном блоке с ППА по положению на данный момент выгодно многим, это очевидно.
Что касается вновь переукомплектованной и перевооруженной Царукяном ППА, то у него есть множество возможностей и вариантов. Одним словом, Гагик Царукян – в центре предвыборных событий. Точнее, является центром предвыборных событий. И, по всему, будет продолжать оставаться таковым. Было время, когда «центром» себя объявлял Тигран Карапетыч, но, согласно некоторым средствам информации, сейчас Тигран Карапетыч пытается нащупать пути к объединению с Царукяном и вступить с ним в блок. Гнчак Людмила Саргсян тоже намекнула, что возможно, примет участие в парламентских выборах по списку ППА. Тогда как сам Царукян ни на что конкретно не намекает. Вместо него другие говорят сполна о его русофильстве, благотворительности и обо всем, имеющем к нему отношение. Как бы там ни было, вместо Царукяна много говорят все, и все согласны участвовать в выборах в блоке с Царукяном. Остается, чтобы согласился сам Царукян.
В свое время Левон Тер-Петросян говорил, что если народ попросит его, то он вернется в политику. Народ не особо просил первого президента, но он вернулся в политику, причем, довольно активно и шумно. В случае же с Гагиком Царукяном народ попросил Гагика Царукяна, точнее, продолжает просить. И хотя Царукян в ответ на просьбы едва выдавил из себя «да», злые языки утверждают, что возможно, в последний момент Царукян передумает и не вернется в политику. Злые языки говорят также, что возвращение Царукяна прямо связано с волей действующего президента. Очень возможно, что действующий президент не захочет возвращения Царукяна. Точно так же возможно, что и пожелает. Потому что с помощью Гагика Царукяна можно создать препятствия для любой оппозиции. Включая Осканяна и Сейрана Оганяна. Если, конечно, возникнет необходимость. Для властей самым неприятным будет, если Царукян вернется в политику и составит блок с некоторыми представителями оппозиции. И власти должны избегать именно этого варианта. Как бы то ни было, осталось совсем немного: скоро жизнь даст ответы на каждый из этих вопросов в отдельности.
Читайте также
Однако нас интересуют не столько ответы на эти вопросы, сколько сам Царукян. Но сколько бы ни интересовал, мы не в состоянии понять и тем более объяснить, что за феномен «Царукян». Потому что Царукян – это мы сами. Потому что без нас Царукян не мог бы стать благотворителем, и тем более не смог бы стать политическим деятелем. И многим из нас кажется, что если Царукян вернется в политику, в политику, то вернутся лично они.
Воскан ЕРЕВАНЦИ