Заявление бывшего лидера ППА Гагика Царукяна о возвращении в политику, или восстановлении активного статуса в политике, создало в политической жизни новую и старую ситуацию. Старую в том смысле, что избирательный процесс, по сути, получает ту же ось, вокруг которой формировались парламентские выборы и в 2007, и в 2012 году. На этих выборах был сильный игрок Гагик Царукян, который неизбежно набирал большинство голосов, а затем выполнял роль «благодетеля» уже для власти – для Республиканской партии. И в 2007-ом и в 2012 году избирательный процесс явным образом выиграл Царукян, но эта исключительная победа была совершенно гладко и спокойно приписана Республиканской партии. Ситуация с этой точки зрения повторяется, так как бесспорно, что Царукян имеет объективную возможность собрать голосов больше Республиканской партии, и одновременно никто из других не имеет возможности собрать голосов больше него.
Параллельно с этим, имеются, конечно же, новые принципиальные нюансы и обстоятельства. Первым среди них, разумеется, является то, что в Армении больше не будет президентских выборов, Армения отныне государство, в котором действует иная, парламентская модель правления, что накладывает свой отпечаток на логику политических событий. Если до этого парламентские выборы укладывались в тактический контекст процессов, развивающихся вокруг президентских выборов, то теперь парламентские выборы уже имеют стратегический контекст. Царукян вне данного контекста, так как он на практике не имел никакой стратегии. И в 2007, и в 2012 году он был частью, элементом чужой стратегии. В 2007 году это был Роберт Кочарян, а в 2012 году – Роберт Кочарян и, возможно, немного Левон Тер-Петросян. В обоих процессах он частично являлся фактором также и в стратегии Сержа Саргсяна, но не имел собственной стратегии и своей стратегической игры. А стратегия этих политиков была сориентирована на пост президента.
Серж Саргсян ликвидировал эту цель и создал новую ситуацию, где приобрел стратегическую «монополию», или, точнее, доминирующее положение, в том числе и в отношении Гагика Царукяна. Для Царукяна это не является большой проблемой, поскольку он никогда не имел своей стратегии, чтобы обеспокоиться ее потерей или своего доминирующего положения перед Сержем Саргсяном.
Арам АМАТУНИ
Читайте также
Статью полностью можно прочитать в сегодняшнем номере газеты «Жаманак»