Собеседник «168 жам» политолог-международник, эксперт в области безопасности и обороны, российский аналитик Григорий Трофимчук
– Г-н Трофимчук, учитывая недавние заявления сторон Нагорно-Карабахского конфликта, представителей России и США, на Ваш взгляд, на какой стадии находятся переговоры по мирному урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта, и как может развиваться переговорный процесс в будущем.
– Мирные переговоры по Нагорному Карабаху находятся в той же фазе, что и в конце апреля 2016 года, если не принимать во внимание явно видимый даже со стороны спад в интенсивности переговоров. Сегодня уже не происходит встреч, заявлений, визитов. Наверное, кто-то считает, что все уже улеглось, успокоилось и забылось, и даже больше, вернулось к своему стандартному формату, который предшествовал войне в апреле. Это опасное заблуждение. Опасность нынешнего сонного состояния заключается в том, что с конфликта сорвана печать статус-кво, и ситуация может взорваться в любой момент. Армения и Азербайджан давно уже не те, какими они были до апреля. Азербайджан всегда готов к войне, и Армения не готова сдать ни миллиметра земли, в каком бы статусе они формально не находились. Не были реализованы даже те решения, которые были приняты в Вене и Санкт-Петербурге, которые касались широкого спектра критериев урегулирования конфликта. Они должны были осуществиться в соответствии с решениями, принятыми на этих встречах на высшем уровне.
Наблюдателям почти ничего не известно о мерах на линии соприкосновения, которые должны были быть выполнены в соответствии с решениями, принятыми на этих встречах. Нет также ответов на ряд важных вопросов о том, кто начал войну, кто должен нести ответственность, в том числе финансовую и экономическую. Так что, в самом лучшем случае, переговорный процесс вновь активируется, чтобы показать наличие предпринимаемых усилий. А в худшем случае, решения, как и прежде, не будет. А цель переговоров, как всегда, предотвращение, чтобы ситуация не переросла в военную. Это, конечно, тактика без всякой стратегии.
Читайте также
– Видите ли Вы напряженность в отношениях между Москвой и Баку? Если да, то чем она, по Вашему мнению, обусловлена?
– Напряженности между Баку и Москвой нет. Как я уже сказал, есть недовольство Баку тем, что после апреля ничего не было сделано. Если ситуация затянется, то напряженность возможна, особенно в том случае, что активация антииранской политики Вашингтона напрямую отразится во всех региональных процессах, в том числе и на Карабахе. Вопрос заключается в том, какова будет позиция США в отношении Азербайджана, принимая во внимание тот факт, что в Иране проживает значительная азербайджанская община. Исходя из всего этого можно сказать, что Россия, Азербайджан и Армения упустили свой последний шанс, чтобы стабилизировать ситуацию в регионе, который следовало использовать еще прошлой осенью, когда США были заняты собственными проблемами. Не следовало дожидаться пока «коронация Трампа» станет бетонной.
Аракс МАРТИРОСЯН
Статью полностью можно прочитать в сегодняшнем номере газеты «168 жам»