Интервью с директором российского «Международного института новейших государств» Алексеем Мартыновым, который из-за своих многочисленных визитов в Нагорный Карабах оказался в «черном списке» МИД Азербайджана.
– Может ли дело Лапшина, по Вашему мнению, создать прецедент? После его экстрадиции ряд деятелей, включенных в списки, уже высказывают опасения, что это может получить непрерывный характер.
– Самое неприятное в этом именно то, что создается прецедент, механизм, с помощью которого Азербайджан навязывает свои права: разрешать или не разрешать визиты в Карабах. Это, конечно, продумано, и я надеюсь, что жизни журналиста, блогера Лапшина ничего не будет угрожать, так как это дело получило широкий общественный резонанс и в России, и в Армении, и в Белоруссии, и в Израиле, где за событиями следят на самом высоком уровне. Это, по моей оценке, глубокое пренебрежение к паспорту. Я не знаю, чем завершится это дело, но то, что Лукашенко ставит под угрозу свои личные отношения с высшими органами власти России, Армении и Израиля, это точно. Без сомнения, этот случай заставляет задуматься. Я ни в коем случае не поеду в Минск, так как не уверен, что мне ничто не угрожает, потому что я посещал Нагорный Карабах, где участвовал в международных конференциях и в качестве международного наблюдателя на президентских выборах в НКР. Я дважды оказывался в этих списках за эти два визита, а значит, я лишний раз подумаю, ехать ли мне в Минск или куда-нибудь еще. Я думаю, что многие люди, которые в свое время оказались в этих списках и окажутся сегодня, они прежде подумают, чем посетят Минск, пока такова ситуация вокруг этого вопроса.
– Вы расценили это решение Лукашенко как демарш. Не является ли этот шаг Минска ударом по проектам евразийской интеграции?
Читайте также
– Многие сегодня пытаются представить дело Лапшина как удар по интеграционным проектам. Я не думаю, что так. Я думаю, что Белоруссия даже может сказать «до свидания» Лукашенко, чем кто-то откажется от интеграционных проектов, которые развиваются на постсоветском пространстве.
– Какие выводы должны быть сделаны Москвой и Ереваном, когда партнеры так грубо пренебрегают взаимными призывами в таких деликатных вопросах?
– Трудно сказать. То, что Лукашенко получит свой ответ, тот факт, что он именно таким образом привлекает к себе внимание и ЕАЭС, и ОДКБ, он, конечно же, получит на это ответ, я не сомневаюсь.
Аракс МАРТИРОСЯН
Статью полностью можно прочитать в сегодняшнем номере газеты «168 жам»